КАМЕНЬ

Найдено 1 определение
КАМЕНЬ
многоаспектный символ различных культурных традиций. Культ камней и валунов ведет происхождение от первобытного фетишизма. При усложнении семиотики трактовался в качестве первоосновы мироздания. Представители племени дакота раскрашивали круглый булыжник, после чего подносили ему дары и молили об избавлении от опасностей, величая при этом дедом. Этнографы зафиксировали на островах Вест-Индии три культовых камня: один приносил урожай, другой содействовал роженицам, третий вызывал по мере необходимости солнце и дождь. Перуанские индейцы полагали, что внутри священных камней находятся птицы, выступая в качестве воплощенного в них духа. На островах Океании широкое распространение имела практика жертвоприношений камням. Фуджийцы полагали, что камни могут выступать в качестве мужей и жен и даже иметь детей. Туранские племена Русского Севера особо почитали камни, вызывающие своими формами ассоциации с людьми или животными. Самоеды одевали черный камень в зеленое платье с красными застежками и вымазывали кровью жертвы. У многих реликтовых народов камни помещались в жилище и почитались как символы родовых предков. В Индии камень или глыба земли под деревом обозначает обоготворенную душу какого-либо праведника — могильные каменные плиты в современной погребальной культуре восходят, по-видимому, к данному архетипу. В ряде земледельческих традиций раскрашенные камни было принято выставлять на поля в качестве их хранителей. Кельты танцевали вокруг вертикально стоящих камней — менгиров — оргиастические танцы. Большие камни также использовались у них для определения времени по тени. Под видом камня во многих индийских селениях поклоняются Иглве. Среди индийских женщин популярностью пользуется поклонение камню, символизирующему покровительницу детей Шалити. Даже во времена высокого развития античной скульптуры у древних греков имело значительное распространение почитание богов в виде камней: чурбан Артемиды в Эвбее, столб Афины Паллады, неотесанный камень Геракла в Гиетте, 30 фарейских камней, беотийский камень Эроса. Вдоль улиц греческих полисов располагались священные камни, которые проходящие граждане умащивали различными маслами. Хорошие дни греки обозначали белыми камешками, плохие — черными. Последние использовались и как знак осуждения и остракизма. Черному камню в Мекке арабы поклонялись задолго до появления Мухаммеда. Некоторые современные исследователи полагают, что он имеет метеоритное происхождение. По мнению правоверных мусульман, ангел превратился в камень. Первоначально он был белого цвета, но от прикосновений многочисленных грешников почернел; когда же произойдет Страшный Суд, черный камень вновь побелеет. По-видимому, в память о мекканском камне мусульманские архитекторы закладывают куб под основание строящихся храмов и зданий. Поклонение камням имело столь широкое распространение в средневековой Европе, что в Англии и Франции даже выходили специальные распоряжения, запрещавшие христианам исполнять этот обряд. В некоторых горных районах Норвегии крестьяне вплоть до недавнего времени собирали круглые камни, мыли их каждый четверг вечером, перед огнем смазывали коровьим маслом, устанавливали на почетное место в доме, а в определенные дни купали в пиве, чтобы они принесли счастье и довольство. На Руси особой сакрализации подвергался белый камень, или алатырь. Сохранявшимся вплоть до середины XIX в. фетишем купальского культа являлся так называемый Кремлевский камень, точнее, камень Велеса. Аналоги такого рода языческих символов до сих пор существуют в Подмосковье: Шутов камень в Дмитровском районе, Синий камень у Перес лав ля, Бож-камень под Тулой. На Боровицком холме (Бор — одно из имен Велеса), где находилось святилище Купалы, была построена первая в Москве христианская церковь Иоанна Предтечи, более известная как церковь святого Уара. Даже в поздние христианские времена у Кремлевского камня совершались обряды магического характера: к нему водили царевича Димитрия Углицкого для облегчения страданий от эпилепсии. Воспользовавшись неопределенным замечанием Николая I, московский митрополит Филарет в 1848 распорядился в целях искоренения языческого духа провести демонтаж церкви святого Уара и убрать Кремлевский камень. Под разобранным алтарем храма были обнаружены останки древних жертвоприношений Велесу. Демонтаж вызвал настолько заметные волнения в столице, что митрополит отчитывался о причинах их перед государем. Камень — символ духовной крепости, твердости, несокрушимости. Христа зачастую именовали «живой Камень». Петром, т. е. камнем, нарек Иисус апостола Самсона. Белый камень, по Откровению Иоанна Богослова, предназначался для праведников, избежавших идолопоклонства. В греческой мифологии Кронос проглотил камень, подложенный ему вместо младенца Зевса. Из камня был рожден бог Митра. Из камней, которые бросали через плечо Девкалион и Пирра, родилась новая, послепотопная раса людей. Камнем Давид побивает Голиафа, и композиция «Булыжник — орудие пролетариата», безусловно, восходит к архетипу победы Давида над злом. Из камня был изготовлен священный меч короля Артура, свидетельствуя о его королевском происхождении. Кельтский камень силы почитался в Ирландии не менее, чем связанные с ним по легенде Грааль и копье. Важное значение играла символика камня в масонской семиотике. Неотесанный камень символизировал профаническое состояние человека. Не случайно эзотерические ложи идентифицировали себя как «вольные каменщики», видя высшую цель в оформлении человеческой природы, т. е. обработке камня. Астрологами устанавливались соответствия между камнями, знаками Зодиака, и планетами. Мотивом алхимических трактатов являлся поиск философского камня. Источ.: Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989; Багдасарян В. Э. Языческая география Москвы // Проблемы истории Московского края. М., 2002; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
122.20 кб

Феномен сознания человека – камень преткновения современной науки

Левинтова Елена Анатольевна
В статье показано отличие сознания животного и других царств природы от сознания человека. Сознание – та сфера, в которой скрыты ключи ко всем загадкам человеческой природы.
Читать PDF
339.04 кб

Отношение к политической революции как пробный камень для практической философии

Мясников Андрей Геннадьевич
Представлен критический отзыв на статью известного российского кантоведа, профессора А. Н.
Читать PDF
1.35 мб

Привычка как точильный камень феноменологии

Корбут Андрей Михайлович
Статья посвящена проблеме привычек и возможностям их феноменологического описания. Проблема привычки является ключевой для феноменологии и социологии как наук о само собой разумеющемся повседневном мире.
Читать PDF
372.05 кб

Догмат о Троице как потенциальный краеугольный камень современной монотеистической апологетики

Гнусин Павел Игоревич
В работе представлена связь между философским взглядом на природу Бога и христианским догматом о Святой Троице. Показана потенциальная роль догмата о Троице в качестве основы одной из линий христианской апологетики.
Читать PDF
185.43 кб

«Философский камень» бытия человека (как преодолеть оскотинение российского народа?)

Бурганов Агдас Хусаинович
Развитие всего сущего осуществляется на основе наличного в предмете (явлении) внутреннего противоречия, рождающего источник саморазвития.
Читать PDF
77.74 кб

«Каменный Интернет»: о методологии философского дискурса в свете негативной футурологии

Орехов Андрей Михайлович
Статья посвящена методологии философского дискурса в рамках «негативной футурологии». Негативная футурология, в противовес позитивной футурологии, отказывается от использования экстраполяции как основного метода познания будущего.
Читать PDF
137.32 кб

2004. 04. 032. Каменский З. А. Методология историко-философского исследования. - М. , 2002. - 371 с

Андреева И. С.
Читать PDF
76.59 кб

Т. О. Соколовская обрядность вольных каменщиков

Гудимова С. А.

Похожие термины:

  • Агат-камень

    С древних времен людям были известны целительные свойства камней. В XVI–XVII веках появились сборники, в которых описывались эти свойства камней, а также трав, деревьев и всего, что окружало человека
  • Алатырь-камень

    Волшебный камень, который находится на острове Буяне. Его эпитет – «бел-горюч камень», считается, что он на делен самыми чудесными свойства ми. Он белого цвета и огромных размеров. «Алатырь – всем
  • Алмаз-камень

    Как лекарь, алмаз полезен для глаз, он улучшает зрение и дает необычную зоркость, очищает ум от излишнего попечительства и тревог, усиливая его остроту к важным предметам жизни, врачует печень, жел
  • Аметист-камень

    Он способствует исцелению от ожогов, дает неплодным детей, восстанавливает душевную гармонию и равновесие, активизирует умственные способности, увеличивает и усиливает силу владельца. Этот каме
  • БЕЛЫЙ КАМЕНЬ

    Знак посвящения, упомянутый в "Откровении" Св. Иоанна. На нем было выгравировано слово награда, и он был символом того слова, которое давалось неофиту, успешно прошедшему при своем посвящении через
  • ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

    см. Алхимия.
  • ЧЁРНЫЙ КАМЕНЬ

    фетиш, почитаемый мусульманами. Состоит из нескольких кусков, скрепленных серебряным обручем; по-видимому, метеорит. Он вделан в нишу с наружной стороны одной из стен Каабы. Мусульмане, посещающие
  • Гранат-камень

    Лечит сердце, кровь, раны, обморожения, способствует восстановлению организма, прекрасно врачует заболевания, связанные с лимфатической системой. Камень стимулирует гипофиз. Отлично избавляет о
  • Христос как краеугольный камень

    (Cornerstone, Christ as). В НЗ народ Божий это духовный храм, где Христос  краеугольный камень, поевр. ebenpinna, погреч. akrogdniaios (Ис 28:16; Еф 2:20; 1 Пет 2:6). Теологическое значение этого понятия проясняется в контексте е
  • Кремень-камень

    С давних пор считался способным к избавлению от очень тяжелых болезней, таких, как рожа, туберкулез, проказа, зоб, энцефалит, помогает восстановлению костей, восстанавливает минеральный баланс в о
  • Магнит-камень

    Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена – то же доставляет он и ей. По этому камню можно узнать о верности или неверности супругов. Его следует положить в изгол
  • Змеевик-камень

    Значительно повышает силы организма, служит мощным противоядием. При умении общаться с камнем, он предупреждает хозяина о подступающих заболеваниях: он как бы меняет теплоемкость (хотя на самом д
  • СУДЬБЫ КАМЕНЬ или ЛИА ФАЙЛ

    В мифологии ирландских кельтов - одной из сокровищ богов Туатха Де Данаан. По легенде, они принесли его с собой из Галиаса; впоследствии этот камень попал в руки смертных королей Ирландии (см. главу
  • Каменев, Лев Борисович

    1883-1936) - Ведущий большевик и выдающаяся личность Октябрьской революции, Каменев был одним из тех Старых Большевиков, беспощадно критикуемых Лениным в 1917 г., фатальные политические и теоретические
  • Каменский

    член ВКП, военный работник. В 1918 г. - Управляющий делами РВС Сев. Кавказского округа, РВС Южного фронта и др. /Т. 17/
  • Камены, касмены

    рим.)  – нимфы ручья, протекавшего неподалеку от римского храма Весты. Позднее К. были отождествлены с музами, покровительницами искусств.
  • ФРАНК-КАМЕНЕЦКИЙ Израиль Григорьевич

    1880-1937) - сов. востоковед и историк религии. Осн. работы: «Памятники египетской религии вфиванский период», т. 1-2 (1917-1918), «Религия Амона и Ветхий завет» (1920), «Пророки-чудотворцы» (1925) и др. Особое вниман
  • КАМЕНЫ

    В римской мифологии нимфы ручья в роще у Капенских ворот в Риме. Из ручья камен весталки черпали воду для храма Весты. Со временем камен стали отождествлять с греческими музами, поскольку их имя на
  • КАМЕНЬСКИЙ Хенрик

    (псевд. – Ф. П р а в д о в с к и й; ок. 1813 – 9 янв. 1865) – польский демократич. деятель, философ и экономист. Род. в семье генерала. Участник восстания 1830–31. В произведениях 1-й пол. 40-х гг. ("О жизненных истин
  • ФРАНК-КАМЕНЕЦКИЙ Израиль

    Григорьевич (1880—1937) - проф. Ленингр. ун-та, египтолог и гебраист, историк религий Др. Востока. Осн. работы: «Памятники егип. религии в фиванский период» (т. 1—2., 1917—1918), «Религия Амона и Ветхий завет» (И