КАЛЬВИН Жан

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАЛЬВИН Жан
род. 10 июля 1509, Нойон, Пикардия - ум. 27 мая 1564, Женева) - церковный реформатор; написал "Institutio religionis christianae" (1536), где развил систему христ. веры, в основу которой положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом завете, является единственным источником (христ.) истины. В своем учении (кальвинизм), на котором вначале сказывалось влияние антисхоластического гуманизма, он исходил из предопределения. На тесную связь кальвинизма, в особенности развившегося из него англ, пуританства, с современным капитализмом Запада указал прежде всего Макс Вебер (см. также Аскетизм). Собр. соч. в "Corpus Reformatorum" (59 Bde., 1863-1900).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАЛЬВИН Жан
1509-1564) - один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Род. во Франции. В нач. 1534 примыкает к Реформации, в результате преследований бежит в Швейцарию. Здесь в 1536 появляется его гл. труд «Наставление в христианской вере». С 1541 начинается деятельность К. в Женеве, к-рая становится одним из центров Реформации. Насаждение богопочи-тания и осуществление заповедей божьих в жизни церкви и общества характеризуют деятельность К. Он разработал «Церковные установления» (1541), к-рые приобрели характер гос. закона. К. выразил взгляды и настроения боровшейся за власть буржуазии, к-рая в своих достижениях усматривала божеств, предопределение, свидетельство «избранности» и служение богу.

Источник: Атеистический словарь

Кальвин Жан
 (1509—64) — один из деятелей Реформации. Родился во Франции. С 1536 поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541), добился подчинения светской власти церкви. Основанная К. система протестантизма — кальвинизм — выражала требования «самой смелой части тогдашней буржуазии» (Энгельс). Основа кальвинизма — учение о божественном предопределении одних людей к «спасению» и др. — к «осуждению». Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно К., верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он «божий избранник». Кальвинизм оправдывал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для К. была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета (1553). Осн. произв. К. — «Наставление в христианской вере» (1536).

Источник: Философский словарь. 1963

КАЛЬВИН Жан
подлинное имя — Ковен (Нуайон, Пикардия, 1509 — Женева, 1564). В Париже с успехом изучал логику, грамматику и философию. Его отец, служивший секретарем епископа Нуайона, умирает отлученным от церкви; его брат обращается в лютеранство. В 1532 г. составляет Комментарий к «De dementia» Сенеки, где косвенно пытается найти точки соприкосновения между Евангелием и стоицизмом. На ноябрь 1533 г. приходится его решительный и окончательный переход на сторону протестантизма. С этого момента и вплоть до его переезда в Женеву жизнь Кальвина — жизнь бродяги, скрывающегося от Инквизиции. В 1536 г. выходит в свет «Наставление в христианской вере». Он поселяется в Женеве и основывает там авторитарную партию, которая, пополняясь французскими изгнанниками, завоевывает большинство в городском совете. Строгий и вдохновенный теолог, внимательный пастор, глава авторитарного государства, Кальвин одновременно является и несравненным оратором, и замечательным писателем, чья проза - образец ясности. Он умирает в 1564 г., изможденный трудом; в это время он уже основатель кальвинизма (особенно распространенного в Северной и Северо-Восточной Европе).

Источник: Философский словарь

КАЛЬВИН Жан
(Calvinus, Calvin; по-франц. Gauvin; 1509—1564) - латинизир. имя Жана Ковена, основателя кальвинизма, одной из гл. разновидностей протестантизма. К. род. во Франции в семье зажиточного бюргера, изучал богословие и право. В 1534 он стал протестантом и вскоре покинул родину. В 1536 вышло гл. соч. К. «Наставление б христ. вере», впоследствии неоднократно переделывавшееся и дополнявшееся. В нем были разработаны основы кальвинистской идеологии, в частности учение о предопределении. Поселившись в Женеве, К. активно способствовал ее превращению в центр реформац. движения не только в Швейцарии, но и во Франции, а также в Голландии, Шотландии и Англии. В Женеве была установлена почти теократич. диктатура кальвинистской церкви, власть фактически находилась в руках К., он беспощадно преследовал инакомыслящих; так, только в 1542—1546 при его участии 58 чел. было казнено, 76 отправлено в изгнание. В 1553 К. настоял на сожжении исп. ученого М. Сервета. По инициативе К. была установлена слежка за деловым и религ. усердием женевцев, были запрещены мн. мирские удовольствия, в т. ч. театр и танцы, за громкий смех штрафовали. Имя К. как символ религ. фанатизма до сих пор вдохновляет протестантскую реакцию.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КАЛЬВИН (Calvin) Жан (1509-1564)
деятель Реформации во Франции, основатель кальвинизма (пуританства). Получил богословское и юридическое образование. В 1533 под влиянием идей Лютера отрекся от католицизма и создал одно из направлений протестантизма. С 1536 поселился в Женеве, где, став фактически диктатором города (1541), подчинил светскую власть церкви. В основном сочинении "Наставление в христианской вере" (1536-1559), которое он всю жизнь дополнял и совершенствовал, К. фактически систематизировал идеи таких реформаторов, как Лютер, Цвингли и др. Наиболее последовательно К. развил лишь учение об "абсолютном предопределении", согласно которому Бог еще до сотворения им мира одних людей предопределил к "спасению", а других - к "осуждению". Однако никто из них заранее не знает об этом. Успехи в личной жизни и профессиональной деятельности свидетельствуют, что верующий является "божьим избранником". Объявляя умеренность и бережливость молодой буржуазии в качестве наилучших добродетелей и проповедуя мирской аскетизм, К. обосновал идеалы первоначального капиталистического накопления. К. разработал "церковные установления" (1541), которые приобрели характер государственного закона. К. упразднил пышный католический культ, ввел в обязанность посещение церковных служб, запретил увеселительные мероприятия, яркие одежды и украшения. Свободу совести К. трактовал как свободу от католицизма, боролся за чистоту своей веры, придавая протестантизму универсальный характер.
А. А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

КАЛЬВИН (Calvin) Жан
1509-64) - религиозный реформатор, основатель кальвинизма, одного из трех (наряду с лютеранством и англиканством) гл. направлений в протестантизме. В своем учении, изложенном в соч. «Наставление в христианской вере», К. исходит из представления об абсолютном предопределении. Людям заранее предначертано либо райское блаженство, либо адские мучения. Бессильный изменить предначертание свыше, человек может лишь судить о своей грядущей участи по тому, как складывается его жизнь. Житейские удачи сопутствуют «избранникам» господним, а неудачи свидетельствуют, что человек осужден богом. Ф. Энгельс отмечал, что учение К. является «религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил» (т. 22, с. 308). Будучи буржуазной формой христианства, это учение выражало интересы буржуазии периода первоначального накопления, что нашло отражение в проповеди «мирского аскетизма», требовавшей отказа от земных удовольствий, необходимости бережливости, трудового и религиозного усердия, благочестия. В Женеве, ставшей в XVI в. центром кальвинизма, «мирской аскетизм» нашел выражение в строгой регламентации личной жизни верующих, в запрещении всяких увеселений, в т. ч. театральных представлений. Пресекалось всякое проявление свободомыслия. Так, по повелению К. в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый М. Сервет. Судебному преследованию подвергались мн. десятки инакомыслящих. В настоящее время кальвинизм выступает в разных формах: реформатства, пресвитерианства, конгрегационализ-ма, но во всех этих случаях в нем сохраняется представление о предопределении.

Источник: Словарь по этике

КАЛЬВИН Жан
(10 июля 1509 – 27 мая 1564) – основатель кальвинизма, один из наиболее крупных деятелей Реформации. Род. в г. Нуайон (Франция). С 1523 учился на юридич. фак-те в Орлеане и Париже. В 1531 К. написал свой первый труд, в к-ром получили отражение идеи, почерпнутые им в общении с гуманистами, сказалось сильное влияние Эразма Роттердамского и Лютера. Осенью 1533 К. отрекся от католич. церкви и создал первую общину последователей своих реформаторских идей. Однако вскоре он подвергся преследованию и в 1534 покинул родину. В 1536 в Базеле К. опубликовал гл. свое соч. "Наставления в христианской вере", в к-ром дал систематич. изложение нового вероучения, основанного на признании абс. предопределения, к-рое Энгельс характеризовал как религ. выражение интересов "...самой смелой части тогдашней буржуазии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 94). Попав в 1536 в Женеву, К. стал во главе реформац. движения и вскоре начал энергично проводить в жизнь свои идеи, требуя строгого соблюдения религ.-нравств. установлений, к-рым он придал характер гос. закона. К. упразднил пышный католич. культ, ввел строгую регламентацию обществ. и личной жизни – развлечений, одежды, пищи и т.д., требовал обязат. посещения церк. службы. Им были разработаны "Церковные установления", ставшие основой кальвинистской церкви. К. ожесточенно преследовал инакомыслящих – гуманистов (Кастеллио), прежних своих единомышленников, несогласных с его режимом (Пьер Амо, Ами Перрен и др.). С особой беспощадностью, не уступая в жестокости самой инквизиции, он обрушился на вольномыслящих (казнь Ж. Грюэ в 1547, сожжение М. Сервета в 1553). Соч.: Opera selecta, Bd 1–5, M?nch., 1926–36; Unterricht in der christlichen Religion, Neukirchen, 1955. Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Maркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, M., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Виппep Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Wendel Р., Calvin. Sources et ?volution de sa pens?e religieuse, [Stras. ], 1950;МcNeill J. T., The history and character of calvinism, N. Y., 1954. Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАЛЬВИН Жан
10.7.1509, Нуайон, Франция - 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма (пуританства). Получил богословское и юридич. образование, в 1533 под влиянием идей Лютера отрекся от католицизма и примкнул к протестантскому движению.
В осн. соч. «Наставления в христ. вере» К. не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идеи Лютера, Цвингли и др. реформаторов. К. дополнял и совершенствовал «Наставления» в течение всей жизни: в 1-м изд. (1536, Базель) - 6 глав, в последнем прижизненном изд. (6-е, 1559, Женева) - 80 глав.
К. наиболее последовательно развил учение об «абс. предопределении», к-рое является основой всей протестантской теологии. По К., бог еще до сотворения мира предопределил одних к спасению, других - к гибели; никакие усилия человека не могут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что он - «божий избранник». Успех в профессиональной деятельности - признак, подтверждающий богоизбранность. Профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех становится самоценностью, а не средством достижения мирских благ, но он должен дополняться мирским аскетизмом. Эта установка стала оправданием капиталистич. предпринимательства, а «весь секрет» мирского аскетизма, по словам Ф. Энгельса, состоял в «буржуазной бережливости» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 378).
Ввиду преследований протестантов К. эмигрировал из Франции, с 1536 жил в Женеве, возглавил реформа· ционное движение и стремился ввести строгую дисциплину нравов. Возмущенные суровостью его требований, женевцы в 1538 изгнали К., но через 3 года он был с почетом возвращен, стал признанным церк. диктатором, «женевским папой»; консистория пасторов, руководимая К., фактически подчинила себе светскую власть. Была принята новая форма церк. Организации в соответствии с разработанными К. «Церк. установлениями»; проведен ряд реформ для утверждения «мирского аскетизма»: упразднен пышный католич. культ, предписано обязат. посещение церк. служб, запрещены развлечения, танцы, яркие одежды, украшения и пр., установлена строгая пасторская опека над населением. Провозглашенную Реформацией свободу совести и истолкования Библии К. свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. Он боролся за чистоту вероучения с нем. богословами, с протестантомгуманистом С. Кастеллио, добился изгнания из Женевы ученоговрача Ж. Больсека, отрицавшего идею предопределения, способствовал осуждению и сожжению М. Сервета за то, что тот не признавал догмата троичности.
К. придал протестантизму универс. характер (в противоположность чисто нем. характеру лютеровской реформации); много сделал для утверждения респ. принципов организации церк. жизни. «Церк. установления» К. стали основой построения кальвинистских общин в др. странах, нередко выступавших затем в роли раннебурж. политич. организаций. «Кальвинистская реформация - писал Ф. Энгельс - послужила знаменем республиканцам в Женеве, в Голландии и в Шотландии... доставила идеологический костюм для второго акта буржуазной революции, происходившего в Англии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 315).

Источник: Советский философский словарь

КАЛЬВИН Жан
10 июля 1509, Нуайон, Франция — 27 мая 1564, Женева) — деятель Реформации, основатель кальвинизма, или реформатства. Изучал богословие в университете Парижа (1523—28), право — в юридических школах Орлеана и Бурже (1528—31), увлекался древними языками, античной философией и христианским гуманизмом Эразма Роттердамского. Под влиянием идей М.Лютера в 1534 порвал с католицизмом и, опасаясь преследований, переселился в Базель (Швейцария), где интенсивно занимался богословием. В тот же год написал предисловие к французскому переводу Библии, а в 1536 издал «Наставление в христианской вере» (Institutio religionis christianae), вскоре признанное «энциклопедией протестантизма». Кальвин постоянно совершенствовал и дополнял свой главный труд, последнее (6-е), значительно расширенное издание которого вышло в 1559.
Кальвин воспроизводит основные положения Лютера, но в более систематической, а часто и категорической форме. Он рассматривает первородный грех как сознательный отказ человека от подчинения Создателю, в корне извративший его богоподобную природу. В результате сам человек не способен познать ни себя, ни Бога, равно как и найти путь к спасению. Для этого необходимы дары сверхъестественные, которые вызывают чувство полного подчинения и беспредельной благодарности Творцу. Наибольшую известность приобрела доктрина Кальвина об абсолютном божественном предопределении. Развивая доводы Лютера в полемике с Эразмом Роттердамским (1524—25), он формулирует ее предельно жестко: еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (проявление его высшего милосердия), а других обрек на вечные муки (проявление высшей справедливости), и ничто — ни добрые дела, ни подвиги благочестия — не может изменить этого предначертания. Отсюда категорическая формула: своей жертвеннической смертью Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь «избранных». Человек неспособен проникнуть в тайну предопределения: его окончательная судьба известна только Богу, но ему следует до конца надеяться на свое «избранничество», подтверждаемое им личной верой. Кальвин конкретизирует Лютерово понимание земного призвания христианина, подчеркивая существование косвенного свидетельства принадлежности к «сыновьям света»: успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности, которая должна быть подчинена не стяжанию мирских благ и удовольствий, но высшей духовной цели — прославлению величия Бога. Решительно осуждаются роскошь, леность, паразитизм, но собственный труд и накопленное богатство считаются наилучшим способом служения Богу. Идеал мирского аскетизма, положенный в основу пуританской этики, как убедительно показал М. Вебер, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капиталистического строя, особенно в США.
На политическом развитии Запада сказалось учение Кальвина о церкви и ее взаимоотношении со светской властью. Идеальным политическим строем он считал республику с выборной властью. Церковь и государство — социальные институты, имеющие различные функции. Забота церкви — сфера духовного, вечного, «внутренний человек»; дело же государства — управление обществом, утверждение справедливости и закона. При этом церковь и государство должны дополнять друг друга в обеспечении процветания общества и его граждан. Однако точка зрения Кальвина на их взаимоотношение существенно отличается от позиции Лютера, четко разграничивавшего сферы компетенции церкви и светской власти. Авторитет последней, говорит Кальвин, идет от Бога, ее должностные лица — слуги Творца, обязанные в решении практических вопросов защищать высшую небесную справедливость, руководствуясь законом Бога, выраженным в Библии. Напр., расценивать и пресекать религиозное диссидентство не только как церковное, но и как гражданское преступление.
Свои теократические установки Кальвин внедрял в практическую жизнь во время многолетнего правления в Женеве (1536—38,1541—64). Приглашенный возглавить Реформацию в этом богатом торгово-промышленном городе-государстве, он добился полного подчинения гражданских органов прогестантской церкви. Так, в ноябре 1541 городской совет утвердил составленные Кальвином «Церковные установления», наделившие его неограниченной властью. Вершиной властной пирамиды стала созданная им консистория, в которую входили проповедники и высшие гражданские чиновники, присягнувшие на верность реформаторским идеалам. Монополизировав и светскую, и религиозную власть, консистория безжалостно расправлялась с политическими и религиозными противниками Кальвина, получившего статус «женевского папы». Постепенно был упразднен пышный католический культ, введены правила, регламентирующие быт горожан. По Кальвину, спасение могут получить лишь люди, принадлежащие к реформатской церкви. Поэтому жителям предписывалось регулярно посещать богослужения; были запрещены все развлечения, театральные представления, танцы, яркие одежды, украшения; была налажена разветвленная система сыска и доносительства; заподозренные в вольнодумстве и неблагонадежности горожане подвергались наказаниям — вплоть до сожжения на костре. В 1547 после пыток был обезглавлен политический оппозиционер Ж. Груз; в 1551 изгнан из города известный врач-богослов Ж. Больсек, высказавшийся против взглядов Кальвина, и лидер политической оппозиции Ами Перрен, затравлен христианский гуманист С. Кастеллио, в 1553 публично сожжен испанский ученый и теолог М. Сереет, отрицавший догмат троичности.
Неустанными усилиями Кальвин превратил Женеву в оплот европейского протестантизма. Здесь находили приют преследуемые протестанты со всей Европы, отсюда, пройдя богословскую выучку и снабженные миссионерской литературой, они возвращались в свои страны, чтобы с несокрушимой энергией утверждать протестантскую веру. Влияние Женевы выходило за церковные рамки. Учение Кальвина практически стало официальной религией города-государства; защитники республиканского строя видели в нем высшую санкцию для решительной борьбы с католицизмом и феодальными властителями (О. Кромвель в Англии, Дж. Нокс в Шотландии). Нараставшая борьба за веротерпимость и принцип свободы совести привели к уменьшению влияния идей Кальвина, но в 20 в. интерес к ним заметно вырос (в т.ч., со стороны представителей т. н. неоортодоксии, прежде всего К. Борта).
Соч.: Кальвин Жан. Наставление в христианской вере, т. 1, кн. 1 и 2. M., 1997; т. 2, кн. 3. M., 1998.
Лит.: Порозовская Б. Д. Иоганн Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1899; Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931; Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм.— «Вопросы истории религии и атеизма», М., 1958, вып. VII; ИвейгС. Кастеллио против Кальвина. Совесть против насилия. М., 1986; Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1989; Митрохин Л. Н. Жан Кальвин: «Божья метла».— В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997, с. 110—123.
Л. Н. Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
107.34 кб

Учение о вкушении Тела Христова в евхаристическом богословии Жана Кальвина

Дробот Владимир Георгиевич
Статья посвящена проблеме толкования понятия вкушения Тела Христова в учении Ж. Кальвина о Евхаристии.
Читать PDF
193.06 кб

Отношение к образам Жана Кальвина в его «Наставлениях в христианской вере»

Копцев Александр Александрович
«Наставления в христианской вере» являются одним из выдающихся произведений периода Реформации. Эта работа Кальвина представляет собой систематический труд по догматическому богословию реформатской церкви.
Читать PDF
114.88 кб

Позиция Жана Кальвина в межпротестантской полемике о Евхаристии XVI столетия

Дробот Владимир Георгиевич
В статье рассматриваются основные проблемы межпротестантской полемики XVI в. о Евхаристии, которая стала продолжением споров между крупнейшими представителями первого поколения реформаторов М. Лютером и У. Цвингли.
Читать PDF
356.40 кб

Реконструкция и сравнительный анализ этических воззрений Жана Кальвина и Джона Уэсли

Царегородцев Алексей Васильевич
Статья посвящена анализу этических взглядов двух крупнейших теологов, основателей самых влиятельных протестантских деноминаций кальвинизма и методизма.
Читать PDF
352.61 кб

Реконструкция и сравнительный анализ этических воззрений Жана Кальвина и Джона Уэсли

Царегородцев Алексей Васильевич
Статья посвящена анализу этических взглядов двух крупнейших теологов, основателей самых влиятельных протестантских деноминаций кальвинизма и методизма.
Читать PDF
275.65 кб

Катехизис для церкви города Женевы 1545 г. Жана Кальвина: исторический контекст и смысловые перспект

Власенко И. С.
В статье изложены результаты научно-теоретического анализа Катехизиса Жана Кальвина 1545 г., рассматриваемою в контексте данной публикации как исторический источник, содержащий сведения о периоде становления протестантизма.