КАЛЬПА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАЛЬПА
Санскр.) Период кругового вращения земли, вообще - цикл
времени, но обычно - представляет "день" и " ночь" Брамы, период
в 4 320 000 000 лет.

Источник: Теософский словарь

Кальпа
индуист.) – «порядок», «закон» – сутки Брахмы, или 24 000 «божественных» лет, соответствующих 8 640 000 000 «человеческих» лет (1000 календарных лет приравнивается одному дню богов). Первая половина К. – это время существования материального мира, или день Брахмы, в конце которого происходит уничтожение мира и наступает ночь Брахмы. По той же хронологии Брахма живет 100 К., а затем происходит великое уничтожение и спустя еще 100 К. начинается новый цикл. Считается, что нынешний Брахма находится на 51-м году своей жизни.

Источник: Мифологический словарь

КАЛЬПА

        одна из осн. космических единиц времени в мифологич. астрономии.
        1 К. равна 1000 махаюг или 4320 млн земных лет. К. приравнивается к 1 дню Брахмы, по длительности равному 1 ночи. 360 дней и ночей Брахмы составляют "год Брахмы", его жизнь равна 100 таким годам (существование одного космич. цикла). Божеств, хронология в космич. масштабе повторяет структуру солнечного (земледельческого) года. Другая пураническая система делит К. на 14 манвантар, каждая из к-рых содержит 71 махаюгу, что в итоге дает 994 (14 х 71) махаюг. К. бесконечно следуют одна за другой, отражая длительность существования мира.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

КАЛЬПА
санскр.) - в будд. космологии период существования Вселенной, или один «поворот колеса времени» Вселенной. Термин заимствован поздними буддистами из индуизма и перетолкован. По мнению буддистов, каждая К. включает в себя этапы разрушения мира огнем, водой и ветром, стабильности, возрождения и разворачивания мира. В конце каждой К. Вселенная разрушается, и все начинается сначала. Причина мирового цикла — грехи живых существ. Каждый из четырех этапов делится на 20 последоват. моментов,или ступеней. Кроме того, К. состоят из четырех эр (юг) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги, различающихся длительностью и кол-вом наличного в мире счастья. К. также длятся неодинаково; они будут сменять друг друга, пока все живые существа не встанут на путь спасения. Тогда мир окончательно перестанет существовать. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КАЛЬПА
Буддийская модель. Согласно буддийской доктрине, циклическое существование мира не связано с богом, Брахманом, оно имеет кармические причины. Возникновение нового цикла, великой кальпы (Махакальпа), обусловлено остаточной совокупной кармой предыдущего космического цикла. Мир возникает, существует миллиарды лет и затем разрушается. Одна махакальпа содержит четыре периода по двадцать малых кальп. В первый период мир возникает и формируется (виварта). Во второй период мир пребывает в сложившемся состоянии. В третий происходит упадок, деградация и разрушение мира. Семь солнц сжигают даже высшие сферы. Все рассеивается, происходит полная диссипация. Сохраняется только акаша. В четвертый период мир пребывает в непроявленном состоянии. Идет созревание кармических последствий прежних деяний живых существ. Это космическая пауза. Совокупная остаточная карма становится причиной возникновения нового цикла, новой махакальпы. Четвертый период продолжается двадцать малых кальп, во время которых в эфире (акаша) за счет проявляющейся кармы возникают флуктуации, неоднородности, напряженности, порождающие слабые «ветры», завихрения, вихри. Зарождаются первоэлементы материи, т.е. новый мир. Первыми рождаются совершенные сущности, которые погибли последними в прошлой Великой кальпе. Васубандху (IV—V вв.) высказывает предположение о множественности миров, согласно которому существуют и другие миры, в которых процессы протекают несинхронно с процессами в нашем мире, т.е. другие темпомиры. Отдельные сущности могут «перебрасываться» в них из нашего мира или на оборот. В период готовности человечества к восприятию истины на Земле появляются будды, пратьекабудды, бодхисаттвы, чакравартины. Кальпы, в которых они не появляются, называют «пустыми». Наше время называют бхадра-кальпой Будды Шакьямуни, но мы живем в стадии сс. упадка В будущей кальпе справедливым правителем на земле станет буддист. Появится будда Майтрейя (Маттея), который приведет к спасению всех людей. Спасение будет абсолютным. При отсутствии остаточной совокупной кармы, то есть при исчерпании причины, прекратится волнение дхарм, окончатся страдания, и мир перестанет существовать.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

КАЛЬПА
(санскр. kalpa, пали kappa, тиб. bskal pa, временной период вселенной, единица космического времени) — понятие космологии буддизма и других индийских религий. Буддисты подразделяли К. на три вида: малые, или промежуточные, средние, или К. «великих брахманов», и великие. Великая К. состоит из 80 малых или двух средних и определяется как треть времени, необходимого бодхисаттве, чтобы накопить такое количество добродетели и знания, которого будет достаточно для спасения других существ. Полторы средней К. (что равняется 60 малым) — это продолжительность жизни Великих брахманов — обитателей высшего неба первого уровня созерцания (дхьяна) сферы форм и цветов. Определение длительности малой К. ставится в зависимость от времени человеческой жизни. Так, когда мир создаётся заново, человек живёт неисчислимо долго (асанкхейя) в течение 19 малых К., а в 20-й К. его жизнь постепенно сокращается до 10 земных лет. Эти 20 малых К. являются мерой деления великой К. на четыре космические эпохи (юга, иногда их тоже называют К.), а именно: созидания мироздания, его становления, разрушения и гибели, или распада (пралая). Эти четыре эпохи образуют один цикл бесконечного круговорота времени во вселенной. Согласно ранним источникам (прежде всего, сутрам Хинаяны), такой цикл характерен только для нижней половины вселенной (16 из 32 миров). Согласно же «Абхидхарма-коше» Васубандху, эти процессы не затрагивают только четыре наивысших мира (сфера арупа-дхату), остающихся нерушимыми. Однако последнее мнение разделяли не все мыслители. Так, Шантаракшита и Камалашила придерживались ранней трактовки космологии. Но и те, и другие полагали, что движущей причиной круговорота времени во вселенной является карма существ. Она никуда не исчезает, как и сознание (виджняна) особей, которые во время эпохи распада разрушенной части вселенной, длящегося 20 малых К., пребывают в нижнем мире, не подверженном гибели и характеризуемом нулевой продолжительностью жизни. В эпоху созидания, длящуюся столько же К., карма существ начинает действовать, постепенно сверху вниз воссоздавая миры (из великих элементов) и прежние условия обитания особей. Их последовательное возвращение длится 20 К. и проходит все стадии эволюции — биологической, психологической, социальной и др. Эпоха разрушения вселенной идёт в обратной последовательности. Органическая жизнь существ постепенно сокращается, начиная с насельников ада и заканчивая богами сферы форм и цветов (в ранней космологии — богами второго уровня созерцания). Одновременно разрушаются и соответствующие миры обитания. Понятие К. наряду с другими космологическими представлениями индийского буддизма принято во всех культурах буддийского мира.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

КАЛЬПА
(в индуизме и буддизме) — космический цикл, мировой период. Учение о Кальпе тесно связано с традиционным для Индии представлением о цикличности времени. В теистических системах индуизма Бог (Ишвара) периодически разрушает миры, погружающиеся в состояние непроявленности (пралая), иногда мифологически уподобляемое первоводам вселенского океана, на которых возлежит на мировом змее Шеше Бог-Творец (обычно именуемый в данном аспекте Вишну или Нараяной). Затем следует акт божественного творения и нового воссоздания мира, который вновь разрушается и воссоздается до бесконечности. Таким образом Кальпа делится на периоды дня и ночи Брахмы, то есть проявленности и непроявленности универсума. 360 суток Брахмы образуют год Брахмы, а сто таких лет — век Брахмы. Одно из наиболее распространенных исчислений века Брахмы — 255 620 000 «земных» лет. Кальпы делится также на мировые сутки (юга), которых насчитывается четыре: крита юга — Золотой век, трета юга—Серебряный век, двапара юга — Бронзовый век и кали юга — Черный, или Железный век; к последнему индуизм относит и письменно документированный исторический период современного человечества. С каждой новой югой мир неуклонно склоняется к упадку. С появлением десятой аватары (боговоплощения) Вишну по имени Калки, или Калкин, мир вступает в эсхатон, завершающийся разрушением видимого космоса, переходом его в состояние непроявленности, после чего божественный творческий акт производит новый космос, проходящий те же этапы становления, пребывания и разрушения. В рамках доктрин религий Индии теория Кальпы является космологичеким коррелятом доктрины сансары — круговорота непрестанно сменяющихся рождений-смертей. В нетеистических учениях Индии, прежде всего в буддизме, Кальпа не соотносятся с божественной креативностью. В буддизме движущей силой космогонического процесса выступают карма и клеши (аффекты) живых существ предшествующего из безначальной череды космических циклов. Совокупная карма существ, материализуясь в дующем в пустоте междукосмия мировом ветре, создает физическую основу для нового мира, который начинает формироваться сверху вниз: первыми формируются миры божеств (дэва), последними — ады (нирая). Мировой цикл (махакальпа — Великая Кальпа) делится на четыре основных периода — Кальп формирования, пребывания, разрушения и пустоты. В свою очередь, каждая из этих четырех малых Кальп делится на 20 так называемых периодов возрастания и убывания (всего — 80). Это название восходит к представлению о том, что в течение великой Кальпы срок жизни человека то возрастает до «неисчислимого», то сокращается до 10 лет. Однако это лишь условная мера времени, поскольку данный термин и прилагается к тем этапам космического цикла, когда не только люди, но и вообще живые существа в мире отсутствуют. Согласно религиозным представлениям большинства религий Индии, космические циклы Кальп, как и сансара в целом, безначальны и бесконечны. Однако некоторые направления махаянского буддизма (прежде всего, базирующиеся на Сутре Лотоса Благой Дхармы — Саддхарма пундарика сутра) принимают доктрину освобождения всех живых существ и, следовательно, прекращение после этого как циклического развертывания-свертывания универсума и сансары вообще.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

Похожие термины:

  • МАХА КАЛЬПА

    Санскр.) "Великий Век".
  • ПАДМА КАЛЬПА

    Санскр.) Название последней Кальпы или предыдущей Манвантары, которая была годом Брамы.
  • РАТНАВАБХАСА КАЛЬПА

    Санскр.) Век, в котором исчезнут все половые различия, и рождение будет происходить по способу Анупадака, как было во второй и третьей Коренных расах. Эзотерическая философия учит, что это произойд
  • САМВАРТТА КАЛЬПА

    Санскр.) Кальпа или период разрушения, то же, что Пралайа. Каждая коренная раса и под-раса подвержены подобным Кальпам разрушения; пятая коренная раса имеет шестьдесят четыре подобных катаклизма ч
  • КАЛЬПА-СУТРА

            (на ардхамагадхи — Каппа, именуемая также "Брихаткальпа-сутра", или "Брихатсадхукальпа-сутра") — пятый и древнейший текст из группы Чхеда-сутр джайнского канона (Агама). Осн. содержание тек
  • КАЛЬПАВРИКША

            (кальпатару, кальпадрума) — в индийской мифологии дерево, исполняющее все желания, одно из 5 волшебных деревьев в сварге, раю Индры.А. Дубянский
  • КАЛЬПАНА

    санскр. kalpana — создание, конструирование, воображение) — широкое по объему понятие буддийской философии, означающее фактически всю дискурсивную деятельность сознания, противопоставляемую чисто