КАЛИННИКОВ Леонард Александрович

Найдено 1 определение
КАЛИННИКОВ Леонард Александрович
(р. 23.4.1936) — спец. по этике и истории филос; д. филос. н., проф. Р. в пос. Писцово Комсомольского р-на Ивановской обл. Окончил ист.-филол. ф-т Ивановского гос. пед. ин-та (1959), асп. по кафедре филос. того же ин-та (1966). С 1966 работает в Калининградском гос. ун-те: ст. преп., доц., в наст. вр. — проф. Канд. дисс. — «О соотношении нравственного и эстетического идеалов» (1969). Докт. дисс. — «Место философии истории в системе Канта» (1981). Отв. ред. «Кантовского сборника» (Калининград. Вып. 1-26,1975-2006, с 1975 по 1980 (вып. 1-5) выходил под названием «Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта»). Начальный этап научной деятельности К. связан с разработкой проблемы структуры нравств. идеала. С 1970-х занимается проблемами интерпретации филос. системы Канта. Гл. идеи К. связаны с обоснованием ключевого места филос. системы Канта в истории мировой филос, разделившей ее на до- и послекантовскую. Предложена строгая антропологическая интерпретация системы Канта, исходящая из ряда «коперниканских революций», совершенных мыслителем из Кенигсберга и определивших развитие филос. мысли в XIX-XX вв. Осуществлен анализ произведенных Кантом изменений в видении предмета филос в связи с новым пониманием роли человека в бытии и значения чел. деятельности; термин «вещь в себе» как система понятий в качестве средства аффинирования чувственности понимается как полная совокупность всего возможного опыта, которая как таковая не может стать опытом и потому остается непознаваемой, хотя любая часть этой совокупности может быть познана. Построенная Кантом система функций сознания рассмотрена во взаимодействии гносеол., праксеологического и аксиол. аспектов; рассматривается Кантова идея наращивания знания как системы действительного опыта, вырастающая из опыта возможного. Изучены проблема истины в гносеологии Канта, природа символических понятий и философский символизм, строение норм морали и права и идея категорического императива права и многое др. Начиная с 1990-х изучает проблему «Кант в русской философской культуре» в т. ч. и такой ее аспект, как «Кант в русской поэзии». Подготовил к изданию полный текст трактата Канта «Спор факультетов» (Калининград, 2002).
Соч.: Понятия «вещь вообще» и «вещь в себе» и их роль в системе кантовского критицизма // Кантовский сборник. Вып. 10. 1985; Аналогия как средство историко-философского исследования // Методологические проблемы историкофилософской науки. Воронеж, 1986; Об уровнях понятий диалектической логики: эпизод истории и современность // ФН. 1990. № 9; Кантианская революция в философии и эстетике // Эстетика Иммануила Канта и современность. М., 1991; Вл. Соловьев и И. Кант: этические конвергенции и дивергенции // Кантовский сборник. Вып. 17. Калининград, 1993; Категория «София» и ее возможные соответствия в рационально построенной системе философии (Вл. Соловьев и И. Кант) // Там же. Вып. 19. 1995; Проблема истины: трансцендентализм И. Канта в споре с онтологизмом В. Эрна и П. Флоренского и акцидентализмом Л. Шестова // Там же. Вып. 21. 1999; Теория гения в эстетике Канта и «Моцарт и Сальери» Пушкина // Там же. Вып. 22. 2001; Звездное небо и моральный закон — поэтическая тема с вариациями // Там же. Вып. 26. 2006; Кант в русской философской культуре. Калининград, 2005.; Иммануил Кант в русской поэзии (философско-эстетические этюды). М., 2008.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009