КАЛА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАЛА
Санскр.) Мера времени; четыре часа, период тридцати Каштх.

Источник: Теософский словарь

КАЛА
Санскр.) Время, рок; цикл и имя собственное, или имя данное
Яме, Царю подземного мира и Судье Умерших.

Источник: Теософский словарь

КАЛИ
Санскр.) "Черная", теперь имя Парвати, супруги Шивы, но
первоначально - наименование одного из семи языков Агни, бога
огня "черный", огненный язык". Зло и злонамеренность

Источник: Теософский словарь

Кала
др. – инд.) – «время» – божество, олицетворяющее время. К. обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времен года, поглощающих человеческое существование. В эпосе К. рассматривается как самостоятельное божество, но в то же время – как ипостась Шивы или Ямы. Представления о К. сближаются с представлениями о боге смерти Мритью, который утверждает, что повинуется воле К.

Источник: Мифологический словарь

Кали
индуист.) – «черная» – одна из ипостасей Деви, жены Шивы, олицетворяющая губительный аспект его шакти – божественной энергии. По одному из мифов, К. появилась на свет из ставшего черным от гнева лица Дурги, другой грозной ипостаси Деви, поэтому она черного цвета. К. одета в шкуру пантеры, на ее шее ожерелье из черепов, из ее рта свисает длинный язык, окрашенный кровью ее жертв. У нее четыре руки, в двух она держит отрубленные головы, а в двух других – меч и жертвенный нож. В конце кальпы К. окутывает мир тьмой и зовется Каларатри («ночь времени»).

Источник: Мифологический словарь

КАЛИ

        (Черная), иначе Махакали (т. е. Великая Кали), также Шьяма (Черная) — одно из имен супруги Шивы. В образе К. воплощается наиб, грозная сторона характера богини. К. изображается чернотелой, обнаженной женщиной, с гирляндой срубленных голов на шее, с высунутым окровавленным языком (иногда и с торчащими изо рта клыками), распущенными волосами, с разл. видами оружия в руках (числом от 4 до 10). Подножием богини в этом образе обычно служит сам божественный ее супруг, выступая, т. обр., как сдерживающая сила ее разрушительной мощи. В обрядовой практике за ритуалами поклонения богине в этом ужасающем обличье обычно следует почитание ее и в более милостивом облике. См. также ДУРГА.
Н. Краснодембская

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

КАЛА

        (Время) — архаич. божество, персонификация циклич. времени (существительное "кала" в санскрите восходит к индо-европ. корню со значением вращения, ср. русск. "коло " и т. п.). Издревле циклич. время в инд. традиции метафорически описывается в виде Колеса Времени (калачакра). Времени как гл. космогонич. фактору посвящены два гимна "Атхарваведы" (XIX, 53, 54).
        Архаич. представление о круговороте времени как о благом явлении, залоге вечного возвращения души в мир живых сменяется затем в проникнутом пессимизмом и фатализмом мировоззрении эпоса на концепцию К. как всепожирающего божества всеобщей неизбежной гибели (см. КАЛАВАДА). В этой функции К. практически сливается в эпосе с эпич. божествами светопреставления (см. ПРАЛАЯ): Ямой, Мритью (Смертью), Антакой (Губителем). Применительно к участи отдельного человека К. в раннем индуизме выступает как субъект судьбы, совпадая в этой функции с собственно судьбой (дайва). В классич. индуизме К. интерпретируется как одно из имен, ипостась или особая энергия (шакти) верховного бога: Шивы — для шиваитов, Вишну — для вишнуитов, Ишвары — для тех и других. Именно этой энергией бога производятся циклические сотворения и разрушения вселенной. В шиваизме К. представляет собой "темный", временной аспект Шивы, и ему противопоставляется другая ипостась бога: Махакала — "Великое Время", т. е. трансцендентное "Время над временем", Вечность.
Я. Васильков

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

КАЛА
сс. Время. Термин означает время астрономическое или физическое. Согласно «Атхарваведе», оно порождает дыхание и сознание, в нем содержится прошлое и будущее В упанишадах время выступает как первопричина. В «Махабхарате» Кала — божество времени, создающее и разрушающее все существующее В учении о времени (калавада) с ним связывают карму и неизбежность. Согласно веданте, время вершит историю. Мудрец Пакудха Каччана (VI—V вв. до н.э.) утверждает, что его нет вообще (каланасти). В джайнизме дигамбары считают его непротяженной субстанцией. Время эмпирическое (вьявахара) рассматривают как понятие условное и субъективное. Его представляют в виде «зерен» для измерения реального времени и датировки событий. В санкхье для измерения дискретного времени предлагают единицу, называемую дхармой и имеющую некоторую определенную протяженность. Индуистская богиня времени Кали связывается с циклическим временем, с циклами творения, сохранения и разрушения мира. Время отождествляют с судьбой. Вечное великое время (Маха-кала) считают трансцендентным. В учении буддийской школы виджнянавада время определяется как результат счета (калаха) и перемещения в пространстве (дешаха). Кроме термина «кала» в буддизме применяют термин «адхван» (адван) для обозначения времени, связанного с изменением, движением, то есть времени, выступающего как процесс. В высшем состоянии сознания время отсутствует. Размышления об иллюзорности времени, возможности его остановки или отсутствия входят в буддийскую медитативную практику. Термин «каланасти», кроме отсутствия времени, означает «вечность».

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

КАЛИ
(черная) — индуистская богиня, супруга Шивы (Шакти в наиболее грозной своей ипостаси). Повидимому, поклонение К. восходит к культу яростной богини у аборигенных племен. Уже в «Мундакаупанишаде» говорится о «черном» (кали) языке священного огня, наряду с шестью другими. Согласно индуистской мифологии, она была порождена Дургой, высшей Богиней, по просьбе богов, не способных справиться с натиском демонов. К. сумела одолеть демонов, поэтому ее еще называют Чамунда (от имени демонов — Чанда и Мунда). К. выглядит ужасающе: это обнаженная женщина с развевающимися волосами и оскаленным ртом, из которого стекает кровь, на ее лице три глаза, вокруг пояса — «юбка» из отрубленных человеческих рук, в своих руках она держит отрубленную голову. Ее супруг бездыханным лежит под ее ногами. Но все эти детали имеют символическое значение. Согласно толкованиям тантрического мыслителя Кришнананды Агамавагиши (XVI в.), распущенные волосы К. — символ безграничной свободы; тремя глазами она прозревает все времена; отрубленные руки символизируют исчезновение кармы; голова, которую она держит в руке, — это контроль над эгоизмом; ее танец на безжизненном теле Бога — это ее динамичесКали кая сила. В целом К. в тантризме понимается как разрушительная и в то же время спасающая энергия Бога, как символ смерти и всепоглощающего времени (от слова «кала» — время), которое возвращает мир к изначальной недвойственности. Поклонение К. включает в себя приношение кровавых жертв (в древности в список жертв входили и люди). В честь К. было создано немало мистических стихов, среди их авторов особенно известен Рампрасад Сен (XVIII в.). Последователем культа К. был и известный мистик Рамакришна (XIX в.). На народном уровне К. — Богиня-Мать, в образе которой зловещие мотивы снижены или ликвидированы.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Похожие термины:

  • КХАНДА КАЛА

    Санскр.) Конечное или ограниченное время, в противоположность бесконечному времени, или вечности - кала.
  • МАХА КАЛА

    Санскр.) "Великое Время". Имя Шивы как "Разрушителя", и Вишну как "Сохранителя".