КАГАН Моисей Самойлович

Найдено 1 определение
КАГАН Моисей Самойлович
(18.5.1921-10.2.2006) - спец. в обл. филос. и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики; д. филос. н., проф. Р. в Киеве. Окончил романогерманское отд. филол. ф-та ЛГУ (1941), асп. кафедры истории искусства ист. ф-та того же ун-та (1947). В 1946 начал читать курсы теории искусства и эстетики. С 1960 — доц. филос. ф-та, с 1970 — проф. Канд. дисс. — «Французский реализм XVII века» (1948). Тема охватила проявления франц. реализма в литературе, живописи, графике и теор. обоснования в эстетике и филос. Докт. дисс. — по кн. «Лекции по марксистско-ленинской эстетике» (1966). Под науч. руководством К. и при его авт. участии изданы колл. труды: «Лекции по истории эстетики» в 5 кн. (Л., 1973-80), «История художественной культуры человечества» в 2 кн. (Л., 1984, 1986), «История философии культуры» (СПб., 1998) и ряд др. К. — член нескольких творч. союзов (художников, кинематографистов, театральных деятелей), Международной Ассоциации эстетики и Ассоциации худож. критиков. В 1994 избран вице-президентом обществ, организации Академии гуманит. наук России. Заслуженный деятель науки РФ. Вклад К. в науку выразился в разработке в 1970е системного подхода, а в 1990-е — синергетического подхода, методологии междисциплинарных иссл. и их применении в разных обл. гуманит. знания — в изучении человеческой деятельности и общения, искусства, культуры, проблем филос. антропологии, аксиологии и онтологии. Особое место в его деятельности заняли фундаментальные работы по истории мировой культуры и истории культуры Санкт-Петербурга, оригинальные по методологии. Уникальна по аспекту иссл. монография «Се человек», в к-рой проблемы филос. антропологии рассмотрены в их трактовке изобразительными искусствами от первобытности до наших дней.
Соч.: Эстетическое учение Н. Г. Чернышевского. М.; Л., 1958; О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л., 1961; Начала эстетики. М., 1964; Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972; Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн. М., 1972; Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974; Социальные функции искусства. Л., 1978; Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988; Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991; Философия культуры. СПб., 1996; Философская теория ценности. СПб., 1997; Эстетика как философская наука. СПб., 1997; Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998; К вопросу о соотношении симметрии и асимметрии как способов самоорганизации бытия // Языки науки — языки искусства М., 2000; Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб., 2000; Кн. 2. СПб., 2001; Се человек: Рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб., 2001;Метаморфозы бытия и небытия //ВФ. 2001. № 10 (Библиографические указатели см.: Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. СПб., 1991; Каган М. С. Искусствознание и художественная критика: Избр. статьи. СПб., 2000; В диапазоне гуманитарного знания: К 80-летию проф. М. С. Кагана. СПб., 2001).

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009