К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ

Найдено 1 определение
"К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ"
(«Zur Kritik der Hegeischen Rechtsphilosophie. Einleitung») - работа, написанная К. Марксом в конце 1843 - нач. 1844, когда завершался его переход от идеализма к материализму и от рев. демократизма к коммунизму. В этой работе К. Маркс вскрыл реакц. роль всякой религии и сформулировал известное положение: «Религия есть опиум народа» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 1, с. 415). В. И. Ленин в своей работе «Об отношении рабочей партии к религии» назвал это положение краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии (Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 416). Ужо в этой ранней работе К. Маркс характеризовал религию как фантастич. отражение в голове человека социальной действительности, показывал, что «религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще но обрел себя, или уже снова себя потерял» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 1, с. 414). В «Введении» показано, что вся борьба научного социализма против религии основывается на материалистич. мировоззрении и что «подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие» (там же, с. 428). Научная критика религии раскрывает ее социальную базу, ее земную основу.
«Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии - в критику права, критика теологии - в критику политики» (там же, с. 415). В «Введении» и др. статьях, написанных в тот период для «Нем.-франц. ежегодника», К. Маркс выступал как революционер, апеллировал к массам и прежде всего к пролетариату. Если до К. Маркса считали, что преодоление религ. предрассудков может быть осуществлено только путем изменения сознания людей, то К. Маркс показал, что одной теоретич. критики религии в зксплуатат. обществе недостаточно. Борьба против религии косвенно представляет собой борьбу против того враждебного пролетариату мира, «духовной усладой которого является религия» (там же). Эта ранняя работа К. Маркса и в наше время имеет большое значение для уяснения социальной сущности религии и ведения научно-атеистич. пропаганды.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.