К ИСТОРИИ .ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ХРИСТИАНСТВА
"К ИСТОРИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ХРИСТИАНСТВА"
(«Zur Geschichte des Urchristentums», 1894) - произведение Ф. Энгельса, давшего в нем марксистское объяснение происхождения христианства и социальных причин его развития. Рассматривая два направления в библ. критике - тюбингенскую школу и направление, представленное Б. Бауэром, Ф. Энгельс высоко оценивал работы Бауэра, в частности его исследование наиболее ранней книги Нового завета - «Откровения Иоанна», хотя и отмечал, что идеализм Бауэра мешал ему сделать правильные выводы в ходе исследования. Бауэр в основном правильно доказывал, что христианство не было ввезено извне, из Иудеи, и навязано греко-римскому миру, а являлось характернейшим продуктом этого мира. Ф. Энгельс показал рев.-демократич. дух первонач. христианства и объяснил его определ. социальными причинами. Первые христиане вербовались преимущественно «из «страждущих и обездоленных», принадлежавших к низшим слоям народа, как и положено революционному элементу» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 482). Христ. общины состояли в городах гл. о. из рабов, разорившихся свободных, а также вольноотпущенников, в сельских округах - из мелких крестьян, все более и более попадавших в долговую кабалу. Порабощённые, угнетенные и обнищавшие - все эти разл. социальные группы мучительно искали выхода, спасения. «Такой выход нашелся, - указывал Ф. Энгельс. - Но не в этом мире. При тогдашнем положении вещей выход мог быть лишь в области религии» (там же, с. 483). Так складывалась почва, благоприятная для развития христианства, обещавшего обездоленным людям награду хотя бы «на том свете»: «...появилось христианство, оно всерьез приняло воздаяние и кару в потустороннем мире, создало небо и ад, и был найден выход, который вел страждущих и обездоленных из нашей земной юдоли в вечный рай» (там же). Работа Ф. Энгельса «К. и. п. х.» заключает в себе также исследование «Откровения Иоанна», позволившее раскрыть ошибки Бауэра в объяснении этой книги и точно датировать ее появление. Все выводы Ф. Энгельса об «Откровении Иоанна» сохраняют полную силу и поныне. А. М. Царицын
»К ИСТОРИИ .ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ХРИСТИАНСТВА»
работа Ф. Энгельса. Впервые опубликована в нем. журнале «Die Neue Zeit», № 1-2, 1894-1895. Принадлежит к числу основополагающих произведений науч. атеизма, являясь результатом многолетнего исследования Энгельсом проблем возникновения и сущности христианства. В работе даны материалистич. объяснение причин возникновения христианства и глубокий анализ его соц. сущности. Энгельс отметил, что «христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов» (т. 22, с. 467). Вместе с тем Энгельс подчеркнул, что и в начальный период существования христианства, когда оно было движением угнетенных, оно искало избавление от рабства и нищеты не в земной жизни, а в «посмертной потусторонней жизни на небе» (там же). Это облегчило превращение его впоследствии в идеоло-гич. опору эксплуатат. строя. В работе Ф. Энгельса содержался глубокий анализ нем. критики Библии, в к-рой, как известно, было два направления — теологическое и научное. К первому, т. н. Тюбин-генской школе, принадлежал Д. Ф. Штраус. В своих исследованиях эта школа, отмечал Энгельс, пыталась навязать в качестве исторически достоверного материала множество легенд о первонач. христианстве. Др. направление было представлено Бруно Бауэром, труды к-рого получили высокую оценку К. Маркса. «Его большая заслуга, - писал Ф. Энгельс, — состоит не только в беспощадной критике евангелий и апостольских посланий, но также и в том, что он впервые серьезно занялся исследованием не только еврейских и греко-александрийских, но также чисто греческих и греко-римских элементов, которые и проложили для христианства путь к превращению его в мировую религию. Легенда о христианстве, которое якобы сразу и в готовом виде возникло из иудейства и которое из Палестины покорило мир своей раз навсегда установленной в главных чертах догматикой и этикой, оказалась полностью развенчанной со времени Бруно Бауэра» (с. 473 - 474). Бруно Бауэр выдвинул ряд веских доказательств в пользу того, что христианство не было навязано извне греко-римск. миру, но что «оно — по крайней мере в том виде, в каком оно стало мировой религией - является характернейшим продуктом этого мира». Вместе с тем Энгельс подверг критике Бауэра за то, что тот исключал историч. смысл в н.-з. сказаниях об Иисусе Христе и его учениках. Энгельс придерживался мнения, что за этими «в целом, конечно, недостоверными рассказами кроется определенная историческая почва». Работа Энгельса сыграла большую роль в просвещении рабочего класса, в выработке науч. программы рабочих партий Европы в отношении религии и церкви.
Источник: Атеистический словарь