К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА

Найдено 1 определение
"К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА"
Сисмонди и наши отечественные с и с м о н д и с т ы)" – произведение В. И. Ленина, анализирующее экономич. учения Сисмонди и представителей рус. либерального народничества 90-х гг. Написано весной 1897, напечатано в журн. "Новое слово" (кн. 7–10, апрель – июль, 1897); подпись: К. Т.-н. Рассматривая спец. проблемы политич. экономии, Ленин вместе с тем много внимания уделяет методологии теоретич. исследования, развивая и конкретизируя нек-рые положения марксистской теории познания. На материале конкретных экономич. вопросов Ленин разрабатывает проблему противоречия. Характерной чертой методологии Сисмонди и романтиков вообще является, по Ленину, "...неспособность к последовательному анализу..." (Соч., т. 2, с. 117), связанная с неумением понять даже уже фиксированные в науке противоречия (см. тамже, с. 117, 119). "...Констатирование противоречия служит у Сисмонди лишь поводом для рассуждений о каком-то абстрактном обществе, в котором уже нет никаких противоречий и к которому применима мораль расчетливого крестьянина!" (там же, с. 159). История, по Ленину, показывает "...самые разнородные приемы и способы критиковать противоречия капитализма" (там же, с. 165). Существует реакц. форма критики капитализма, состоящая в заключении "...от противоречий капитализма к отрицанию в нем в ы с ш е й формы общественности" (там же, с. 192). Ленин же вслед за Марксом рассматривает обществ. противоречия как особый род связи, единства людей (см. тамже, с. 198). Говоря о прогрессивном характере капитализма, выражающемся, в частности, в том, что "...все большие и большие массы населения" втягиваются "в водоворот общественной жизни" (там же, с. 193), Ленин отмечает, что этот прогресс есть "..."прогресс" противоречий, т.е. обострение и расширение их" (там же, с. 167). Ленин продолжает разработку марксовой теории абстракции, развитую им далее в ст. "Еще к вопросу о теории реализации" (1899) и в ряде др. произведений. Ленин подчеркивает мысль Маркса о способности абстрагирования как необходимом условии теоретич. исследования. Боязнь абстракций, отмечает Ленин, приводит Сисмонди и его последователей к отказу от анализа вообще, к отступлению от науч. выводов, достигнутых уже классиками бурж. политэкономии (см. тамже, с.156). С др. стороны, Ленин указывает на неправомерность "искусственного абстрагирования", заключающе-гося в том, что при рассмотрении к.-л. явления отвлекаются от тех противоречий, к-рые это явление как раз и образуют (пример – определение Сисмонди понятия "нация", см. там же, с. 205). Ленин критикует попытки объяснять явления при помощи фактов, к-рые сами требуют объяснения из какого-то более общего основания (напр., объяснять кризисы при капитализме недопотреблением). Он исходит из того, что в каждой системе явлений существует всегда осн. противоречие (в данном случае – между обществ. характером произ-ва и частно-капиталистической формой присвоения), к-рым только и можно в конечном счете объяснить все явления системы. Это противоречие и обусловливает необходимость явлений, в то время как все остальные объяснения не идут дальше указания на их возможность. Главное в научном наследовании – не констатация факта, а понимание его места, "необходимой связи" с развитием всей системы, в к-рую он включен (см. тамже, с. 205). А "понимание необходимости явления вызывает... уменье оценить его различные стороны" (там же, с. 207). Именно отсутствие понимания н е о б х о д и м о с т и явлений капитализма в России характерно для рус. народничества (см. тамже, с. 208). Ленин делает также ряд замечаний о постановке вопроса как моменте движения науч. знания (см. тамже, с. 165, 170), об отсутствии историзма в бурж. филос. и экономич. учениях 18 в. и мелкобурж. теориях 19 в. (см. тамже, с. 176–77). В статье содержится важнейшее указание Ленина: "Исторические заслуги судятся не по тому, чего н е д а л и исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они д а л и н о в о г о сравнительно с своими предшественниками" (там же, с. 166). В конце работы Ленин делает вывод: "...экономическое учение народников есть лишь русская разновидность общеевропейского романтизма" (там же, с. 228); романтизм же понимается Лениным как указание противоречий и отворачивание от них; вместо науч. анализа противоречий капитализма, сведения их к различным интересам классов, мелкобурж. романтизм занимается моральным осуждением капитализма, идеализацией мелкого произ-ва. "...Романтик поворачивает от конкретных вопросов действительного развития к мечтаниям, реалист же берет установленные факты за критерий для определенного решения конкретного вопроса" (там же, с. 240). Работа вошла в сб. статей Ленина "Экономические этюды и статьи" (1898, на титуле 1899) и – с нек-рыми исправлениями и сокращениями – в сб. "Аграрный вопрос" (1908). Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 44; Залкинд ?., Ленинская критика экономического романтизма, "Книга и пролетарская революция", 1940, No 10–11. А. Володин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.