ЯЗЫКОВАЯ ИГРА
ЯЗЫКОВАЯ ИГРА
концепт (см.) философии позднего Л. Витгенштейна (см.), попытавшегося с его помощью выразить творческий характер языковых коммуникаций, не подчиняющихся раз и навсегда установленным правилам. Концепт Я. и. показателен для многих современных философских направлений, в частности для герменевтики, постструктурализма, постмодернизма (см.).
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ЯЗЫКОВАЯ ИГРА
- влиятельная трактовка религиозного языка, опирающаяся на поздние работы Л.Витгенштейна. Согласно его пониманию, разные языки культуры, включая и религиозный, образуют относительно замкнутые миры "языковых игр", которые соответствуют определенным "формам жизни" или аспектам жизни общества. В каждой "языковой игре", одной из которых является христианская, заданы свои критерии истинного и ложного, приемлемого и неприемлемого, которые неподсудны с точки зрения критериев, принятых в любой другой языковой игре. Поэтому нет смысла требовать от религии, например, научной ясности и точности ее вероучительных положений: если Быт.1 - 3 излагает историю Адама и Евы, глупо заниматься опровержением этого повествования исходя из тех научных или практических соображений, что весь человеческий род не мог произойти от одной-единственной брачной пары. Смысл данной истории - в даваемой ею оценке нравственного состояния человечества, а не в том, чтобы объяснять, как и что происходит в мире. Итогом этого подхода стал религиозный скептицизм, сторонники которого настаивают, что нет смысла говорить о Боге как о реальности, пребывающей за пределами человеческих верований: "Все, чему научается верующий, - это религиозный язык; это язык его общения с другими верующими. Я считаю, что знание того, как следует пользоваться этим языком, означает знание Бога" (Д.Филипс).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь