язык религии

Найдено 1 определение
язык религии
ЯЗЫК РЕЛИГИИ — символическая система, репрезентирующая содержание религиозного сознания; образована культовым языком и совокупностью языковых стратегий, свойственных религиозной формации в целом или отдельным конфессиям. Уже в архаических обществах складываются два типа языка: обыденный язык, т.е. язык повседневного общения, и культовый язык. Формирование культового языка обусловлено типичной для магического сознания операцией отождествления слова как вербального аналога обозначаемого объекта с самим объектом и представлением — слово заключает в себе сущностные качества объекта, разделяет с ним общую судьбу. На этом основании действия со словами, обозначающими религиозные объекты, воспринимаются как взаимодействие с самими объектами. Культовый язык включает особую лексику — названия ритуальных действий и предметов, имена деифицированных существ, особые звуки, формулы, др. вербальные компоненты. Многие слова, входящие в состав культовой лексики, табуированы для употребления в обыденной речи; некоторые слова обыденного языка имеют в контексте культового языка совершенно особый смысл. Все это придает лексике культового языка особый, «инаковый» по отношению к обыденному языку характер, фундирует его статус экстраординарного, внеповседневного — священного феномена, соответствующего реалиям иночеловеческого мира. Культовый язык отличается от обыденного не только в лексическом отношении, но и своей прагматикой, т.е. способом употребления, коммуникативными моделями. Использование культового языка может быть строго обусловлено временными рамками, пространственными координатами (напр., пределами храма), ритуальными действиями, особенностями религиозной группы и др. ситуативными обстоятельствами. Употребление культового языка без соблюдения установлен г чх правил приводит, согласно религиозным преде "и млениям, к профанации языка и деградации его силы. Обычно каждое культовое сообщество вырабатывает свой культовый язык (в архаических культурах — культовые языки мужских и женских групп, охотников, воинов, тайных обществ, шаманов и др.).         Сложный мир религиозной жизни находит свое отражение в многообразии языковых стратегий, которые вырабатывают разные религиозные культуры, группы и индивиды. В развитых религиях культовый язык унифицируется, множественность культовых языков сокращается, однако не исчезает совсем. Большинство поздних религий придерживается стратегии сохранения культового языка: напр., в католицизме — латынь, в индуизме — санскрит; в рус. православии — церковнославянский (старославянский) язык, существование которого предопределило специфическое «двуязычие» (диглоссию) традиционной рус. культуры. Церковнославянский язык выступал языком христианской веры, литургии и «высокой» культуры — языком священным, единственно уместным при богослужении, при изложении высоких истин и передаче возвышенных чувств; рус. язык занимал положение языка повседневного общения и обыденного опыта. Стратегия «двуязычия» (диглоссии) сохраняется не только в церковной жизни, но в современной рус. культуре, особенно в литературном языке. Особую языковую стратегию представляет эсхрология — ритуальное сквернословие. Специфические языковые стратегии представлены глоссолалией, вербальным поведением юродивых и практикой коанов. Речи юродивых нередко имели вид маловразумительных высказываний, восклицаний, мычания: их речь — «словеса мутна», по свидетельству средневекового автора. Язык «мутных словес» юродивых имел значение особого средства, на котором изрекаются истины, не выразимые посредством прямолинейных суждений. Такое восприятие выражало типичную для многих религий идею о том, что слово, язык — данности посюстороннего, человеческого мира — выступают преградой для развития представлений об инаковости той абсолютной реальности, к которой религиозное сознание стремится как к истинному бытию. Действительно, трансляция психоментальных религиозных феноменов, напр. данностей религиозного опыта, в стихию языка зачастую имеет своим следствием деформацию смыслов. В завершенном выражении тенденция минимизации значимости языка как средства выражения высших истин приводит к стратегии отказа от вербальных актов — стратегии молчания, особенно характерной для мистицизма. Она предполагает переход от вербальных средств выражения содержаний религиозной ментальности к стратегии невербальных символических языков, напр. языку жестов, визуальных образов и т.д. Однако остаться безглагольным религиозное сознание в целом не может. Вне слова оно не может ни осознать собственную идентичность, ни обрести полноту надындивидуальной духовной формации. Поэтому быть высказанным — необходимое условие его существования.         С изучением Я. р. связана, прежде всего, философия языка религии — область знаний, исследующая сущностные свойства Я. р., специфику семантики и прагматики религиозного дискурса. Формирование этой области имеет длительную историю, уходящую в лингвистические штудии религиозных мыслителей и философов. Значительный вклад в понимание проблем Я. р. внесен герменевтикой ( Ф. Шлейермахер, Х. -Г. Гадамер, и др.); П. Рикер совместил герменевтический подход с феноменологическим методом и акцентировал внимание на метафорической, символической природе Я. р. и священного текста, которые в различных интерпретациях могут открывать неограниченное многообразие своих смыслов. Л. Витгенштейн поставил проблемы смысла понятий Я. р., правил его употребления, отношения к др. типам языка, соответствия выражений Я. р. подлинной сущности религии. Он выдвинул положение о том, что понятия Я. р. на самом деле не выражают подлинную суть религии, которая трансцендентна по отношению к говорящему субъекту. Под влиянием идей Витгенштейна в русле аналитической философии сформировалась аналитическая философия религии, занявшая критическую позицию по отношению к богословским трактовкам Я. р. и стимулировавшая лингвистический поворот в философии религии.         А.П. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
98.52 кб

Аналитическая философия о языке религии

Карпов Глеб Викторович
Статья посвящена аналитической традиции в изучении религии, точнее той ее области, где основным предметом исследования является природа и функционирование религиозного языка.
Читать PDF
1.89 мб

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ЯЗЫКА И РЕЛИГИИ

С. В. Федотова
Читать PDF
119.59 кб

Онтология языка в русской религиозной метафизике

Безлепкин Николай Иванович
В статье исследуется развитие взглядов на язык в русской религиозной метафизике второй половины XIX в. Для представителей религиозной философии Н. П. Гилярова-Платонова (18241887), В. Д. Кудрявцева-Платонова (1828-1891), В. С.
Читать PDF
422.01 кб

Культура, язык и религия призваны сближать народы

Исмаилова Э. И., Гапаров Б. , Тентиев Р.
Рассмотрена проблема взаимодействия азиатской и европейской культур с точки зрения философии, идеологии, политики; роль русского языка и религии в сближении культур азиатских и европейских народов.
Читать PDF
2.02 мб

Религиозные воззрения и проблема сохранения родного языка эвенов

Карцев Юрий Николаевич
Приводится описание религиозных воззрений, обозначена проблема сохранения родного языка эвенов
Читать PDF
369.74 кб

Язык и религия в ценностных ориентациях Российской интеллигенции

Осинский Иван Иосифович, Добрынина Марина Ивановна
В статье рассматриваются место и роль языка в ценностных ориентациях российской интеллигенции. Объектом анализа является интеллигенция одного из субъектов Российской Федерации -Республики Тува.
Читать PDF
162.84 кб

Язык религии в учении Э. Кассирера: философско-когнитивный дискурс

Ересько Марина Николаевна
In the article there is an attempt to prove E. Kassirer's scientific contribution not only to philosophy of religion, but also to religious cognitology. E.
Читать PDF
63.24 кб

Специфика научного и религиозного языка в контексте отечественной философии

Джоган Андрей Васильевич
В статье рассматривается специфика языка русской философии.
Читать PDF
145.45 кб

Философия слова Арсения Тарковского в контексте русской религиозной философии языка

Кекова Светлана Васильевна
Статья посвящена философскому анализу поэтического слова А. Тарковского. Показано совпадение поэтической интуиции Тарковского и лингвофилософских построений русских религиозных философов.
Читать PDF
462.53 кб

Некоторые мифологические и религиозные представления русинов Молдавии о родном языке

Иванов Юрий
Читать PDF
153.30 кб

Исторические причины приоритета религиозных факторов над языковыми в самосознании этнических панджаб

Хохлова Людмила Викторовна
Панджабцев, разделенных границей двух государств Индии и Пакистана и принадлежащих к трем различным религиозным общинам (индуистской, сикхской и мусульманской), объединяют многие черты, обычно приписываемые единому этносу: историч
Читать PDF
196.64 кб

2015.01.013. ЙОНГ К.К. ДЕ. ДИОНИСИЙ И ЛОНГИН О ВОЗВЫШЕННОМ: РИТОРИКА И ЯЗЫК РЕЛИГИИ. JONGE C.C. DE.

Лозинская Е.В.
Читать PDF
565.03 кб

Проблема идентичности в современном Таджикистане: языковые, политические, религиозные, социально-эко

Даудов Абдулла Хамидович, Андреев Артем Алексеевич, Шорохов Владимир Андреевич, Янченко Денис Геннадьевич
Процесс поиска идентичности сообществами Центральной Азии постоянно находится в фокусе внимания ученых.
Читать PDF
101.13 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ, РУССКИЙ ЯЗЫК, БЕЛАРУССКИЙ АВТОР И ШАГ ВПЕРЕД ДЛЯ УКРАИНСКОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ (ХР

Похожие термины:

  • ЯЗЫК РЕЛИГИОЗНЫЙ

    - основное средство взаимопонимания между людьми духовно пробужденными. Религиозный язык прежде всего символичен, он образный, парадоксальный, поэтический, несистематичный, он призван выразить у