Разрешая моральные проблемы, обосновывая свои нравственные требования, нормы, оценки, доказывая или опровергая те или иные положения при столкновении различных т. зр. по вопросам морали, люди. используют в общем одни и те. же понятия, несмотря на различие идейных позиций, а в связи с этим часто и того содержания, к-рое; они в эти понятия вкладывают. (Общечеловеческое и классовое в нравственности), употребляют определенные приемы и способы рассуждения. Этот логический аппарат рассуждения и составляет. Я. м. Простейшими элементами Я. м. являются, моральные суждения и термины. Моральные суждения бывают предписательные («Люди должны говорить правду», «Человек не должен быть эгоистом») и оценочные («Честность есть добро», «Воровство, есть зло»). Моральные термины («добро», - «зло», «должен») выполняют здесь роль логических сказуемых (т. наз. предикатов); Существуют также дефинитивные суждения, в к-рых дается определение к.-л. морального термина (напр., «Добро есть то, что отвечает интересам человека и об-ва»), где моральный термин является подлежащим (субъектом суждения). Любая форма морального сознания или отдельный акт его деятельности могут быть выражены с помощью соответствующих суждений. Напр., при оценке определенного поступка употребляется оценочное суждение: «Это действие-благодеяние (или злодеяние)». Высказывая нравственное требование др. человеку, люди используют предписательное суждение, в кром выражается то, что данный человек должен сделать (напр., «Ты должен помочь своему другу»). К дефинитивным суждениям обычно прибегают, когда необходимо уяснить смысл того или иного нравственного понятия (что такое добро, что такое долг). При помощи соответствующих суждений выражаются моральные нормы, принципы, идеалы. Часто убеждения и мотивы людей выступают в их психике в эмоциональной форме. Но и смысл наших чувств можно также выразить в соответствующих суждениях. Напр., испытываемое человеком чувство долга можно выразить суждением: «Я должен выполнить данное мной обещание», а угрызения совести - оценочно-предписательным суждением: «То, что я совершил, дурно; я не должен был так поступать». Т. обр., необходимо отличать психологическую и речевую форму, в к-рой непосредственно выступает тот или иной акт морального сознания, от его логической формы, в к-рой наиболее точно выражается его смысловое содержание. В повседневной деятельности обыденного морального сознания логические формы Я. м. используются часто стихийно, неосознанно я причудливо переплетаются с эмоциональными формами. В своем чистом виде Я. м. представляет собой логическое выражение нравственного мышления, законы к-рого и выясняет этика путем исследования Я. м. Теоретики неопозитивизма тпакпси исследовать Я. м. двумя путями. Одни ограничиваются простым описанием того, как обычно рассуждает человек в житейской ситуации, т. е. отождествляют логику морального языка с внешней формой выражения мысли. В результате они некритически воспроизводят в своей теории приемы обыденного мышления, вместо того чтобы дать людям научно проверенный метод. Др., напротив, пытаются подменить анализ Я. м. со всеми его особенностями простой формальной или математической и символической логикой, а также построить чисто дедуктивную Систему понятий нравственности (Рационализм). Оба эти подхода к анализу Я. м. научно несостоятельны. Марксистская этика исследует Я. М., исходя из анализа моральных отношений и природы нравственных требований, специфика и формы к-рых и определяют структуру, как морального сознания, так и его языка.