ЯРСКАЯ-СМИРНОВА Валентина Николаевна

Найдено 1 определение
ЯРСКАЯ-СМИРНОВА Валентина Николаевна
(р. 18.8.1935) — спец. по теории познания и соц. филос. д. филос. н., проф. Заслуженный деятель науки (1997), Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2005). Окончила физ. ф-т Саратовского гос. педагогич. ин-та (1959), асп. по кафедре филос. Саратовского гос. ун-та (1967). Преподавала физику в школе и вузе (до 1964), филос. в Саратовском гос. ун-те (до 1985). Являлась зав. кафедрой филос. в Саратовском гос. техн. ун-те (до 1992), проректором по научной работе Поволжского межрегионального центра Мин-ва труда РФ (1993-95), затем проф. кафедры культурологии, зав. кафедрой, проф. кафедры соц. антропологии и соц. работы Саратовского гос. техн. ун-та и проф. кафедры филос. Поволжской академии гос. службы (1995 — по наст, время). Канд. дисс. — «Философское значение понятия инверсии времени в физике» (1967); докт. дисс. — «Время и предвидение. Вопросы методологии» (1983). Как полагает Я., науки основаны на инверсии времени, гносеологическом механизме, зависимом от культуры. Осуществлен переход от физики времени к философии времени, из философии физики в гносеологию, затем — соц. философию, категория времени предстает в полифонии социокультурного контекста. На пересечении проблем времени и прогнозирования в новой методологической концепции категория времени обогащается прогностическим контекстом, предвидение получает темпоральную типологию. В переходе от культурной эволюции категории к соц. проекту времени и пространства проявляется зависимость антропологического конструкта от методол., полит, режимов, зеркально представлены варианты физикализма, позитивизма и соц. интерпретации категории времени в философии.
Соч.: Время и пространство. Саратов, 1969; Развитие понятия времени // ВФ. 1981. № 3; Философско-социологическое исследование времени // Там же. 1982. № 5; Типы научного предвидения // Методология науки. М., 1982; О понятии исторического времени // Проблемы социального познания. М., 1983; Гуманистическая интерпретация времени в преемственности человечества // Время и преемственность в развитии культуры. Саратов, 1991; Гуманизация национальных отношений // Народы России: Возрождение и развитие. Саратов, 1991; Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002; Эволюция идей пространства, времени и интеллектуальных ценностей // Ценности общества и ценности интеллигенции. М., 2006; Риск постмодерна: смена дискурса // Общество риска и человек в XXI веке: Альтернативы и сценарии развития. М.; Саратов, 2006; Социокультурный контекст стратегий образования: от технократизма к социальности // Пути России: Проблемы социального познания. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009