ЯРОСЛАВСКИЙ Емельян Михайлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЯРОСЛАВСКИИ ЕМЕЛЬЯН МИХАЙЛОВИЧ
(Губельман Миней Израилевич, 1878 - 1943) - сов. гос. н парт, деятель, академик АН СССР Вступив в партию в 1898, активно участвовал в революц. борьбе. После победы Вел. Окт. социалистич. революции занимал ряд ответств. парт, постов. Одновременно возглавлял Союз воинств, безбожников, был ответств. редактором журналов «Антирелигиозник» и «Безбожник», газеты «Безбожник». Внес большой вклад в организацию атеистич. пропаганды. Выступал как парт, публицист. Его книги «Как родятся, живут и умирают боги н богини» (1923) и «Библия для верующих н неверующих» (1923 - 1924) сыграли значит. роль в атеистич. просвещении трудящихся. Они неоднократно переиздавались, переведены в зарубеж. странах. Перу Я. принадлежит много ярких публицистич. статей по проблемам атеизма, опубликованных в периодич. печати, а также в сборнике его произведении «О религии» (1957).

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ЯРОСЛАВСКИЙ Емельян Михайлович
1878-1843) - советский историк и публицист, пропагандист марксистско-ленинский теории и этики. Я. разоблачай претензии церковников представить религию хранительницей общечеловеческих нравственных устоев, показывал классовый характер религиозной морали; освящающей несправедливую сущность эксплуататорского об-ва. Значительное внимание Я. уделял исследованию путей формирования коммунистической нравственности, разработке принципов партийной этики. Я. считал, что партий нет необходимости осуществлять мелочную опеку над жизнью коммунистов, но она «вправе требовать, чтобы коммунист как в общественной жизни, так и в личиом быту был образцом для всего рабочего класса, для всех трудящихся». В связи с этим Я. призывал непримиримо относиться к карьеризму, склочничеству, к попыткам корыстного использования своего служебного положения; «Партия борется против излишеств в быту, когда коммунисты живут не по средствам, когда они позволяют себе роскошь, отталкивающую массы, вырывающую пропасть между ними и рабочим классом»,-писал он. В статьях, посвященных вопросам нравственного воспитания молодежи, Я. отстаивал принцип преемственности в развитии революционной морали, критиковал вульгаризаторские «левацкие» теории, использовавшиеся для теоретического оправдания половой распущенности. Он писал, что моральный нигилизм, выступавший в 20-х годах под флагом борьбы против мещанской культуры (Мещанство), «ничего общего не имеет с задачами пролетарской культуры, с задачами строительства нового бытия, является иногда - возведением нашей беды, наших недостатков в добродетель». Мн., выступления Я. затрагивают проблемы пролетарского интернационализма-одного из коренных принципов социалистической морали. Широкий отклик в 30-х годах и в период Великой Отечественной войны получили его работы, посвященные разоблачению расистской человеконенавистнической идеологии фашизма. Осн. этические статьи: «О партэтике».

Источник: Словарь по этике

ЯРОСЛАВСКИЙ Емельян Михайлович
(1878—1943) - профессион. революционер, чл. партии с 1898, видный деятель КПСС, активный участник революции 1905—1907 и Великой Окт. социалистич. революции. После победы революции был на руководящей парт, работе в Сибири, в 1921 - секретарь ЦК партии; в 1923—1934 - секретарь партколлегии Центр. Контр. Комиссии. Неоднократно избирался в руководящие парт. и сов. органы, состоял чл. редколлегий «Правды» и журн. «Большевик». Я. вел большую научную работу в области истории партии и рев. движения, участвовал в ряде научных изданий, являлся чл. дирекции Ин-та Ленина, с 1939 был действит. чл. АН СССР. Был видным парт. публицистом. По поручению партии Я. вел большую антирелиг. работу. Он возглавлял Союз воинствующих безбожников СССР в качестве председателя Центр. Совета этого Союза, был ответств. редактором газ. «Безбожник», журн. «Антирелигиозник» и «Безбожник». В парт, и атеистич. печати было опубликовано мн. статей Я. по самым разл. вопросам критики религии. В своих статьях и брошюрах об отношении марксизма-ленинизма к религии и церкви («Мысли Ленина о религии», 1924; «Коммунисты и религия», 1925; «Карл Маркс о религии», 1933; «Коммунизм и религия», 1939, и др.) он пропагандировал и отстаивал парт, линию в атеистич. пропаганде, выступал против примиренч. отношения к религии и против левацкого наскока на нее. Большую роль в подрыве влияния религии и распространении атеизма сыграли книги Я. «Как родятся, живут и умирают боги и богини» (1923) и «Библия для верующих и неверующих» (1923—1924). Обе книги не потеряли своего значения и в наст. вр. Осн. работы Я., посвящ. критике религии, собраны в его пятитомнике «Против религии и церкви» (М., 1932—1935) и сб. «О религии» (М., 1958). Большое внимание уделял Я. подготовке кадров пропагандистов атеизма. Его Воинств. атеизм был неразрывно связан с задачами социалистич. строительства в стране. Борьбу с религией Я. рассматривал как важную составную часть идеологич. работы партии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.