ЯНСЕНИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЯНСЕНИЗМ
религ.-политич. неортодокс. католич. течение во Франции и в Голландии в 17-18 вв. Идеология образованных дворянских и бурж. городских слоев, оппозиционных к офиц. католич. церкви, освящавшей королевский деспотизм. Принципы Я. изложил голл. теолог К. Янсений (1585—1638), развивавший учение Августина о предопределении. Я. в ряде положений тяготел к протестантизму (отрицание свободы воли, признание предопределения), проповедовал строгое религ.-этич. самоусовершенствование, видел гл. врага в иезуитах. Я. неоднократно осуждался папой, преследовался королевской властью. Во Франции Я. потерял значение к сер. 18 в. В Голландии последователи Я. создали самостоят. церковь.

Источник: Атеистический словарь

Янсенизм
религиозное учение одной секты, образовавшееся во второй половине XVII столетия во Франции и в Голландии, под влиянием Янсена и его товарища Дювержье де Гороня. Сущность этого учения имеет много общего с теми философскими доктринами (например, Спинозы), которые отнимают всякое значение в человеке свободной воли; все в нашей жизни совершается от нее независимо; воля же остается только как бы зрительницей того, что в нас и с нами происходит. Разница между янсенистами и учением Спинозы состоит только в том, что у Спинозы направления нашей воли зависит от аффектов, всецело затопляющих ее, а у янсенистов от провидения и того предопределения, которое каждому назначено. Янсенисты обыкновенно пытались поддерживать свое учение ссылками на некоторые мнения блаж. Августина в его борьбе с ересью Пелагия. Папы принимали самые энергические меры к истреблению янсенизма.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ЯНСЕНИЗМ
доктрина Янсения (1585-1638), автора «Augustinus» (1640), и его учеников. Янсенизм берет за основу и развивает точку зрения «августинианцев» (против «молинистов»), по которой благодать — чисто божественный дар, нисходящий на индивида вне зависимости от какого бы то ни было участия человеческой свободы. Тезисы «Augustinus» были вновь выдвинуты во Франции Дювержье де Оранн, аббатом Сен-Сиран, духовным наставником в аббатстве Порт-Рояль. Распря, связанная с «Augustinus», на чью сторону открыто встал Великий Арно, длилась вплоть до революции: побежденный при Мазарини (1656-1664),-терпимый при Людовике XIV (1669-1679), преследуемый в 1709 г. (когда Порт-Рояль был окончательно уничтожен), янсенизм оставался очагом оппозиции абсолютной монархии и рассадником парламентарного галлицизма. Ян-сенистская церковь, основанная в 1724 г., до сих пор существует в Утрехте.

Источник: Философский словарь

ЯНСЕНИЗМ
теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама - ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. - "Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina", 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. духа. Их осн. положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека, покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. "Штаб-квартирой" янсенизма был монастырь Пор-Рояль-де-Шампо, близ Версаля, который известен в особенности благодаря т. н. пор-рояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля ("Lettres provintiales", 1657; рус. пер. "Письма к провинциалу", 1898). Янсенизм преследовался церковью и государством; запрещен в 1730.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЯНСЕНИЗМ
религиозно-политическое течение, распространенное в Нидерландах и Франции в 17—18 вв. Осн. идейные положения Я. были сформулированы богословом К. Янсением (1585— 1638), развивавшим учение Августина. Я.— разновидность католицизма — во мм. своих положениях тяготел к протестантизму (признание спасения благодатью, предопределения, отрицание свободы воли). По своей социальной сути он являлся идеологией тех слоев, к-рые были недовольны засильем католической церкви, освящавшей феодально-абсолютистские порядки. Общины янсенистов развивали религиозную и педагогическую деятельность, создавали начальные школы со сравнительно широкой программой обучения, применением принципов сознательного усвоения материала, наглядности и т. п. Я. неоднократно осуждался римским папой. Во Франции он потерял свое значение к середине 18 в. в связи с развитием революционной буржуазной идеологии. В Нидерландах Я. превратился в самостоятельную церковь.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЯНСЕНИЗМ
неортодоксальное течение во франц. и нидерл. католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Европе в 17-18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С . Jansenius) об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к кальвинистской доктрине о предопределении). Книги Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де Оран (известен как аббат СенСиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство ПорРояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего поррояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции Я. исчезает из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от католицизма, существует до настоящего времени.

Источник: Советский философский словарь

ЯНСЕНИЗМ
(Jansenismus) — теологическое движение, названное по имени нидерландского теолога Корнелия Янсения; р. 28.10.1585 (Акквуа, близ Лердама) — ум. 6.5.1638 (Иперн). Основное произведение «Augustinus, sive doctrina Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicina» [«Августин, или Учение Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества»], 1640. Представители янсенизма придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты являлись самыми добросовестными представителями католического духа. Их основными положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека, покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. «Штаб-квартирой» янсенизма был монастырь Пор-Рояль, близ Версаля, который известен в особенности благодаря так называемой поррояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля («Lettres provinciales», 1657; рус. пер.: «Письма к провинциалу», 1898). Янсенизм преследовался церковью и государством; запрещен в 1730.
P. Honigsheim. Die Staatsu. Soziallehren der frz. Jansenisten im 17. Jh., 1914; W. Deinhardt. Der J. in dt. Landen, 1929; L. Ceyssens (Hg.). Jansenistica minora, I—
Mechelen, 1950—1968; L. Ceyssens. Sources relatives aux débuts du jansénisme et de antijansénisme. Leuven, 1957; A. Sedgwick. Jansenism in Seventeenth-Century France, Charlottsville Va, 1977; R. Traveneaux (ed.). Jansénisme et prêt à intérêt. Paris, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Янсенизм
неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистического мистицизма, которая прошла по Западной Европе в XVII-XVIII вв., затрагивая преимущественно образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и методистов — в англиканском). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 г. труда голландского теолога К. Янсения об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церковное учение, Янсений утверждал, что Христос пролил Свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к доктрине кальвинизма о предопределении). Книга Янсения была в 1642 г. осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 г. булла Иннокентия X осудила отдельные тезисы его учения; однако «ученики св. Августина» продолжали борьбу, оставаясь внутри Католической Церкви. Во Франции Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. XVII в. важным центром французской культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церковной политики, а также этическая бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля; к Я. тяготел Ж. Расин. Я. формировал тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но также с фанатически сектантской узостью. После Великой французской революции Я. исчезает из жизни Франции. В Нидерландах к 1723 г. Я. удалось создать свою церковь, которая в XIX в. сблизилась с немецкими старокатоликами и в XX в. произвела ряд реформ, приблизивших ее к протестантизму (отмена постов и целибата духовенства и т. п.); существует до настоящего времени. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЯНСЕНИЗМ
религ.-нравств. течение внутри католицизма, объединявшее последователей Янсения и распространившееся во Франции, Голландии и др. странах Зап. Европы во второй пол. XVII в. В Я., близком к протестантизму, нашел выражение протест против церк. засилья в обществ, и умств. жизни, против неогранич. власти римских пап в церкви и наступления контрреформации. В известной степени Я. был религ. формой оппозиции феодализму со стороны более прогрессивных в это время бурж. кругов. Непосредственно Я. был направлен против иезуитов, против проповедуемой ими беспринципной морали И их этики (см. Этика христианская). Янсенисты требовали возвращения к учению Августина о предопределении и благодати, отрицали свободу воли, придавали особое значение догме о всеобщей греховности и покаянию и на этой основе строили мораль самосовершенствования и воспитания в себе, практически без посредства церкви, высоких духовных качеств. Гл. центром Я. был парижский монастырь Пор-Рояль.
В движении приняли участие ун-ты, мн. ученые, писатели, среди них знаменитый трагедиограф Расин и прославл. ученый, мыслитель и прозаик Паскаль. Папство резко осудило Я. как учение еретическое и подвергло его сторонников жестоким преследованиям. Гл. (руководитель Пор-Рояля Антуан Арно был изгнан из Сорбонны. Когда Паскаль опубликовал после этого свои разоблачительные «Письма к провинциалу», иезуиты добились их публичного сожжения рукой палача (1660). Позже был разрушен Пор-Рояль, руководители движения покинули Францию. Папа Климент XI опубликовал особую буллу против Я. - «Unigenitus» (1713). Преследования, однако, лишь способствовали тому, что Я. стал с конца XVII в. знаменем, под к-рым собирались силы передовой Франции, исполненные ненависти к иезуитам, папизму, ультрамонтанству, а также поборники новых идей в науке и философии. Я. внес вклад в формирование идеологии Франц. бурж. ревОЛЮЦИИ. Б. Я. Рамм

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЯНСЕНИЗМ
религ. течение во французском и нидерландском католицизме, воспринявшее нек-рые типологич. черты протестантизма. Я. является частью той волны самоуглубления, к-рая прошла в 17–18 вв. поверх конфессион. границ Зап. Европы, затрагивая преим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском и методизм в англиканском протестантизме), и представляла собой попытку возродить безусловность исконно христ. отношения к миру перед лицом той всеобщей двусмысленности, к-рую принес с собой кризис ср.-век. христианства. Толчком к возникновению Я. послужила посмертная публикация труда голл. теолога Корнелия Янсения (или Янсена, 1585–1638) "Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества, против пелагиан и массилийцев" ("Augustinus seu doctrina S. Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicine adversus Pelagianos et Massilienses", v. 1–3, Lovanii, 1640). Разделяя с мыслителями Реформации стремление реставрировать изначальную суровость доктрины Августина о первородном грехе и предопределении, Янсений подверг критике оптимистич. воззрения позднего католицизма на свободную волю человека (особенно характерные для иезуитов), квалифицируя учение о т.н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеч. воли превращающейся в действенную) как возврат к ереси Пелагия. Резкое отделение истинных христиан от массы формально приемлющих церк. учение побуждало Янсения отрицать, что Христос умер и пролил свою кровь за всех людей (мотив, близкий к кальвинизму). Хотя учение Янсения было уже в 1642 осуждено папой Урбаном VIII, а в 1653 спец. булла Иннокентия X осудила пять извлеченных из его трактата положений, "ученики св. Августина", оставаясь внутри католич. церкви, продолжают борьбу. Во Франции близкий к Янсению Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран, 1581–1643) сделал цитаделью Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важнейшим центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими готовность к мученичеству перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его неотразимо привлекательным для таких нравственно чутких людей, как Паскаль, Арно, вместе со своей сестрой Анжеликой руководивший пор-рояльской общиной, Николь, создавший вместе с Арно Пор-Рояля логику, К. Лансло (1615–95), передовой теоретик педагогики и организатор янсенистских малых школ и др.; к Я. тяготел драматург Ж. Расин. Религ. элита, к-рую выращивал Я. (янсенистские школы можно сопоставить со школами в нем. пиетизме), дала тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но в то же время с фанатической сектантской узостью. П. Кенель (1644–1719), возглавивший движение после смерти Арно, учил, что всякая любовь, кроме сверхъестеств. любви бога, безнадежно испорчена, что молитва грешника только усугубляет его греховное состояние, что подлинными членами церкви являются исключительно "избранники", т.е. члены янсенистской элиты. Протестуя против мягкой исповедальной практики иезуитов, янсенисты требовали бескомпромиссного восстановления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длит. курса аскетич. упражнений. Наряду с этим Я. стремился преодолеть характерную для католицизма тех времен религ. пассивность мирян. Король Людовик XIV считал янсенистов своими личными врагами. В 1713 Я. был осужден в булле Климента XI "Unigenitus". Вместе с тем в 18 в. падает его духовный уровень; независимые умы склоняются уже не к Я., а к вольнодумству энциклопедистов, и споры янсенистов и иезуитов о предопределении перестают волновать образованное общество. Дух сектантства приводит Я. в 1727–32 к экзальтированному поклонению мощам янсенистского дьякона Франсуа де Пари, после чего во всех салонах вышучивали "припадочных". В Голландии к 1723 Я. удалось создать свою церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм, старокатоликами и в 20 в. произвела ряд дисциплинарных реформ, приблизивших ее к протестантизму (отмена постов, замена лат. яз. голландским в литургии, отмена целибата). Лит.: Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., ?., 1913, Gazier A., Histoire g?n?rale du mouvement Jans?niste depuis ses origines Jusqu´? nos Jours, 3 ?d., ?., 1922–24, Adam A., Histoire de la litt?rature fran?aise au 17 si?cle, v. 2, ?., 1951; Ceyssens L., Sources relatives au d?but du Jans?nisme et de l´antijans?nisme 1640–1643 Louvain, 1957; его же La fin de la premi?re p?riode du jans?nisme Sources des ann?es 1654–1680, v. 1–2, Brux.–Roma, 1963–65, Cognet L., Le Jans?nisme, ?., 1961; Ecrivains de Port-Royal Introduction et choix de M. Catel, ?., 1962. С. Аверинцев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.