ЯНКЕЛЕВИЧ Владимир

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЯНКЕЛЕВИЧ Владимир

французский философ (Бурж, 1903 ;—Париж, 1985). Профессор Сорбонны, занимавшийся исследованием творчества Бергсона (1931) и Шеллинга (1933), но его собственная рефлексия — это прежде всего экзистенциальный анализ души: «Нечистая совесть» (1933), «Ирония, или Чистая совесть» (1936), «Альтернатива» (1938), «О лжи» (1943), «Зло» (1947), «Трактат о добродетелях» (1949), «Аскетика и моральная жизнь» (1956), «Чистое и нечистое» (1960), «Смерть» (1966), «Прощение» (1967), «Прощаете?» (1971), «Необратимое и ностальгия» (1974). Будучи музыкантом, он еще написал: «Морис Равель» (1939), «Дебюсси и тайна» (1949), «Музыка и несказанное» (1961), «От музыки к молчанию» (1974-1979).

Источник: Философский словарь

ЯНКЕЛЕВИЧ Владимир
(1903, Бурж – 1985, Париж) – философ, эстетик, музыкант, музыковед; выпускник Высшей нормальной школы (1922); преподавал философию в лицеях Кана и Лиона, во Французском институте в Праге, в университетах Безансона, Тулузы, Лилля, в Сорбонне; участник движения Сопротивления. В творчестве Я. преобладают темы сознания, существования, времени, свободы, любви, смерти и – особенно – морали («человеческое в человеке»); здесь он ориентируется на традицию, идущую от Платона и Аристотеля, стоиков (Эпиктет и Марк Аврелий), раннехристианских мыслителей, на философию жизни (А. Бергсон), феноменологию. Моральную позицию человека Я. изучает под углом зрения творчества («творческая эволюция» Бергсона) и любви («чистая любовь» Ф. Фенелона), которые трактует не как абстрактные идеи, а как «аффективные реальности», имеющие божественный исток; вместе с тем мораль, по Я., коренится и в недрах музыки – например, в творчестве Ф. Листа, К.А. Дебюсси, Г. Форе, Э. Сати. Особое место в исследованиях Я. занимает проблема русской культуры.
В своих работах он часто упоминает русских писателей и философов: И.А. Бунина, Ф.М. Достоевского, H.A. Бердяева, Л.Н. Толстого, Л.Н. Андреева, Л. Шестова, С.Л. Франка; русских композиторов: М.П. Мусоргского, H.A. Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинского. В их творчестве Я. привлекает морально-этический пафос и прежде всего стремление выявить в человеке человеческое начало.
Соч.: Смерть. М., 1999; Ирония. Прощение. М., 2004; Henri Bergson. P., 1931 (1989); Traité des vertus. P., 1949; Philosophie première. P., 1954; L’Austérité et la vie morale. P., 1956; Le Je-ne-sais-quoi et le Presque-rien. P., 1957; La musique et ineffable. P., 1961; La vie et la mort dans la musique de Debussy. P., 1968; Le paradoxe de la morale. P., 1981; L’Odyssée de la conscience dans la dernière philosophie de Schelling. P.; Budapest; Turin, 2005. Лит.: Большаков, В.П., Скуратов, Б.М. Послесловие // Янкелевич, В. Ирония. Прощение. М., 2004; Jerphagnon, L. Vladimir Jankélévitch ou de l’effectivité. P., 1969; Ecrit pour Vladimir Jankélévitch. P., 1978; Suares, G. Vladimir Jankélévitch. Lyon, 1986. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.54 мб

Тема времени в философии Владимира Янкелевича

Панкратьев О.В.
В работе представлено исследование проблемы времени в философии В Янкелевича. Труды этого мыслителя мало известны в России, хотя многие из его работ оказали существенное влияние на философскую мысль Европы XX столетия.
Читать PDF
1.23 мб

Георг Зиммель и Владимир Янкелевич: феноменология приключения

Малышев М.А.