(р. 29.12.1971) — спец. в обл. соц. филос. и ист. филос; д. филос. н., проф. Р. в Уфе. Окончил ист. ф-т Башкирского гос. ун-та (1993) и асп. по кафедре филос. того же ун-та (1999). С 1999 — в Башкирском гос. ун-те (асе, ст. преп., доц.). Канд. дисс. — «Проблема человека в суфизме (социально-философский анализ)»; докт. дисс. — «Духовный мир суфиев: социально-философский анализ». Ред. сб. статей «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: История и современность». Один из гл. инициаторов создания Культурнопросветительского и филос. об-ва им. И.-Г. Фихте. Гл. тема науч. иссл. Я. — дух. мир суфиев, учения Ибн Араби, Ас-Сухраварди, Аль-Газали. Я. обосновывает положение о том, что суфийская мысль направлена на выявление структуры предрефлексивного акта и его социокультурной направленности. В этом плане Я. развивает идею о том, что соц.-метафиз. страх, о к-ром говорят суфийские поэты и мыслители, есть важнейший модус человеческой духовности. Социально-метафиз. тоска по справедливому об-ву опосредует метафиз. страх и суфийскую «любовь Бога»; последнюю можно истолковать в том плане, что такая любовь «ведет» человека к социальному и дух. идеалу, к-рый «притягивает» человека тем сильнее, чем он больше страшится утратить его. Соц. природа данной «тоски» проявляется в человеческой потенции перестраивать этот мир. Я. отстаивает тезис, что суфийская социально-этич. идея взаимосвязи любви и красоты как двух фундамент, измерений личности направлена на преодоление напряженности дух. поиска, а в конечном счете на объединение чувства и мысли, экзистенции и бытия. Любовь позволяет остановить процесс ускользания социальности, поскольку выступает способом самостроительства, саморазвития личности.
Соч.: Познание в суфизме // Вестник Башкирского гос. ун-та. 1999. № 1; Любовь в суфийской концепции // XXI век: Будущее России в философском измерении. Т. 4. Ч. 2. Екатеринбург, 1999; Онтологический аспект суфийского учения // Гносеологический аспект суфийского учения // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Ростов н/Д., 2002; Социально-философский смысл идеи «тариката» // Вестник Башкирского гос. ун-та. 2004. № 4; Структура человеческой экзистенции в суфийской философии // Там же. 2005. № 1; Проблема социальной справедливости в суфизме // Там же. 2006. № 1; Понятие здравого смысла и традиция, его конституирующая // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2007. № 4.
ЯНГУЗИН Айбулат Римович
ЯНГУЗИН Айбулат Римович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009