принятый в синологической лит-ре термин для обозначения др.-кит. варианта гедонизма. Происходит от имени Ян Чжу, философа, жившего в 4 в. до н.э и известного в особенности в связи со знаменитой инвективой Мэн-цзы (Мэн-цзы, ЗВ.9), направленной против его учения как якобы проповеди крайнего эгоизма. Мэн-цзы критиковал его взгляды за их «крайность», ставя их в один ряд с противоположным по этическим установкам предельно «альтруистическим» учением Мо-цзы (см. Моизм). О жизни Ян Чжу известно немного. Некоторые сведения о нем содержатся в «Ле-цзы», сочинении, ассоциируемом традицией с фигурой отшельника Ле Юйкоу, также якобы жившего в 4 в. до н.э. Считается, что в книге «Ле-цзы» широко использован материал «Чжуан-цзы», но вполне возможно, что авторы обоих текстов черпали из общего источника. Комментарий Чжан Чжаня, видимо, фиксирует текст «Ле-цзы» в близком к современному виде. Исследователи отмечают возможное буддийское влияние на автора трактата, особенно в связи с его учением о «великой пустоте» (Ле-цзы, гл. 2). Гл. 7 «Лецзы» в основном посвящена фигуре Ян Чжу (она и названа его именем), весьма оригинального мыслителя, провозглашавшего собственное благополучие высшей ценностью для индивида.
В знаменитых монологах, приписываемых Ян Чжу (равно как и в его ответах основным оппонентам - монетам), содержится в концентрированном виде аргументация янгистов, подкрепляющая их неприятие «культуры» (вэнь) и «ритуала» (ли) как противных подлинной («естественной») человеческой природе (чжи) и уводящих человечество наложный путь. Г. А. Ткаченко