ЯН ЮНГО
ЯН ЮНГО
Ян Жунго. 1907, Чанша пров. Хунань, - 1978. Исследователь истории кит. философии и идеологии. В 1929 окончил Ун-т Цюньчжи (Шанхай), работал преподавателем ср. школы в Чанша. С началом Войны сопротивления Японии (1937 - 45) Я.Ю. активно участвовал в патриотич. движении, в 1938 вступил в КПК. К исследовательской и преподавательской работе в области истории кит. идеологии Я.Ю. обратился в начале 40-х гг., был проф. Ун-та Северо-востока (Чун-цин), Гуйлиньского педагогич. ин-та. После образования КНР работал в Хунаньском ун-те, Ун-те Сунь Ятсена (Гуанчжоу), Ин-те истории АН Китая. В 1974 избран чл. ПК ВСНП 4-го созыва. Руководствуясь положением об определении обществ, сознания обществ, бытием, Я.Ю. рассматривал процесс развития обществ, мысли в Китае с т. зр. соотношения производительных сил и производств, отношений, борьбы классов, прогресса науки и техники. Исследовал проблемы социальной трансформации планово-рабовладельческого строя в 6 - 3 вв. до н.э., пытаясь пояснить объективные закономерности развития древ- некит. филос. мысли через призму борьбы двух противоположных общественно-поли-тич. лагерей. В кн. "Исслед. древнекит. материализма" ("Чжунго гудай вэйулунь яньцзю", 1940) предположил обусловленность взлета филос. мысли в 6 - 3 вв. до н.э. "особым развитием обществ, производительных сил". Большую известность приобрела работа Я.Ю., написанная в конце 40-х гг.,- "История древнекит. идеологии" ("Чжунго гудай сысян ши". Пекин, 1954; пер. на рус. яз.), посвященная развитию филос. и общественно-политич. мысли на фоне изменения социального строя в 1-м тыс. до н.э. Считал граничными точками пути изменения мышления в древнем Китае идею "Верховного императора", "Божества" (Шан-ди) эпохи Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) и призыв Сюнь Куана (4 - 3 вв. до н.э.) "подчинить Небесное повеление и использовать его" (чжи тянь мин эр юн чжи). С т. зр. Я.Ю., воззрения Сюнь Куана, к-рые можно охарактеризовать формулой "ритуал проявляет порядок закона" (ли бяо фа ли), стали основой феод. кит. идеологии. Изложение материала в указ, книге отличается стремлением довести содержание до самой широкой читательской аудитории посредством перевода цитат из древнекит. памятников на совр. кит. яз., пространных коммент. и объяснений. Оценивая школы моистов (см. Мо цзя) и легистов (см. Легизм) как передовые, Я.Ю. крайне негативно относился к учению Конфуция. Уже в ходе Войны сопротивления Японии Я.Ю. выступил против призыва гоминьдановской пропаганды к "почитанию Конфуция, чтению канонов". В кн. "Идеи Конфуция и Мо [Ди]" ("Кун Мо дэ сысян". Пекин, 1950) он рисует Конфуция человеком, стремившимся повернуть ход времени назад, консервативным мыслителем. Признавая впоследствии позитивный характер открытой Конфуцием традиции частного обучения и его педагогич. идей, Я.Ю. в целом не изменил своей позиции. В последние годы жизни Я.Ю. работал над книгой "Краткая история кит. философии" ("Цзяньмин чжунго чжэсюэ ши"), в к-рой в качестве фундаментального содержания истории древнекит. философии рассматривал борьбу между школами конфуцианцев и легистов. Публикация в июле 1973 этой книги и статей Я.Ю. "Конфуций - мыслитель, твердолобо защищающий рабовладельческий строй" ("Кун-цзы - ваньгу ди вэйху нуцайчжи дэ сысянцзя") и "Борьба материализма эпохи двух династий Хань против идеалистич. априоризма" (Лян Хань шидай вэйулунь фаньдуй вэйсиньлунь сянь яньлунь дэ доучжэн") (Жэньминь жибао. 7 и 13.8.1973) наряду с др. подобными материалами были использованы для развертывания кампании "критики Конфуция и Линь Бяо". *Тань Сытун чжэсюэ сысян (Филос. идеи Тань Сытуна). Пекин, 1957; Фаньдун цзецзи дэ "шэн жэнь" - Кун-цзы (Конфуций - "святыня" реакционных классов). Пекин, 1962; Чуньцю - Чжаньго шици сысян линью нэй лян тяо лусянь да доучжэн (Борьба двух линий в обл. идеологии в пер. Чуньцю - Чжаньго) // Хунци. 1972. № 12; Чу сюэ цзи (Сб. ранних работ). Пекин, 1971. А.В. Ломанов