ЯН СЮН
ЯН СЮН
Ян Цзыюнь. 53 до н.э., Чэнду обл. Шу (совр. Чэнду пров. Сычуань), - 18 н.э. Философ, литератор, филолог. При императоре Чэн-ди был цензором имп. совета. В пер. правления Ван Мана (9 - 23 н.э.) занимался редактированием книг в придворном библиографич. учреждении - Тяньлугэ ("Палата небесных благодеяний"), дослужился до сановного титула дафу. Осн. филос. соч. - созд. в подражание "Чжоу и" "Тай сюань цзин)" ("[Канон] великого сокровенного") и в подражание "Лунь юю" - "Фа янь" ("Образцовые речи"). Филос. и этич. взгляды Я.С. выражены также в поэтич. произведениях гл. обр. морализирующего характера, адресованных государю: "Фань Ли сао" ("Опровержение на "Скорбь отрешенного"), "Гань цюань фу" ("Сладкий источник"), "Хэ дун фу" ("К востоку от реки"), "Цзяо ле фу" ("Об охоте"), "Чан ян фу" ("Высокий тополь") и др. Филологич. труд Я.С. "Фан янь" ("Диалекты") является одним из важнейших источников по языковой ситуации в Китае эпохи Зап. Хань (кон. 3 - 1 в. до н.э.). Первонач. сб. произв. Я.С. утерян, в эпоху Мин (14- 17 вв.) составлен сб. "Ян Цзыюнь цзи" ("Собр. произв. Ян Цзыюня"); в свод Янь Кэцзюня (кон. 18 - 19 в.) "Цюань шан гу сань дай Цинь Хань Саньго Лючао вэнь" ("Поли. собр. текстов трех древних эпох - Цинь и Хань, Троецарствия, Шести династий") вошли четыре цзюаня ("свитка") соч. Я.С. Источником мира вещей Я.С. считал "сокровенное" (сюань), присутствующее в "[вещах] десяти тыс. родов", но не обладающее видимой "формой" (син [2]), "уловляющее [силы] инь ян и тем самым производящее пневму (ци [1])". "Пневмы" инь ян, "то разделяясь, то сливаясь, уготавливают Небо и Землю" ("Тай сюань цзин", гл. "Цинь" - "Уловление"). Последние, "вступая в связь", рождают "десять тыс. вещей" ("Фа янь", гл. "Сю шэнь" - "Самосовершенствование"). Задача человеч. познания, по Я.С., не преображение природы, а "подражание" (ни) трем упорядочивающим началам космоса - Небу, Земле и человеку (см. Тянь) в их идеальных значениях. Такого рода "подражание" тождественно "почитанию небесных циклов" (цзунь тянь чжи чоу) и одновременно - "контролю за небесной изначальностью" (доу и чжи тянь юань) ("Тай сюань цзин", гл. "Доу" -"Овладение"), т.е. естеств. следованию глубинным природным закономерностям. Для их отображения Я.С. предлагал вместо 64 гексаграмм (см. Гуа) "Чжоу и" систему из 81 тетраграммы, для начертания к-рых применены черты трех видов - целые, единожды и дважды прерванные; однако система Я.С. распространения не получила. Акцентировал значение опытного подтверждения в познании ("Фа янь", гл. "Вэнь шэнь" - "Вопрошение духов"). Выделял два антагонистич. аспекта процесса мировых трансформаций - "причинность/преемственность" (инь [2]) и "сменяемость" (гэ) ("Фа янь", гл. "Вэнь дао" - "Вопрошение дао"). "Естеств. путь" (цзы жань чжи дао) всего живого видел в его конечности ("Фа янь", гл. "Цзюнь цзы" - "Совершенный муж"), отрицал возможность вечной жизни (см. С янь сюэ, Шэнь ме лунь). Рассматривал человеч. "природу" (син [1]) как "смешение добра и зла": "совершенствование" (сю) того или иного начала делает человека добрым либо злым ("Фа янь", гл. "Сю шэнь"). "Наука/учение" (сюэ) предназначена для "совершенствования [индивид.] природы", к-рую составляют "зрение, слух, речь, облик и мышление" - они м.б. либо "правильными" (чжэн [1], см. Чжэн мин), либо "испорченными" ("еретич." - се) ("Фа янь", гл. "Сюэ син" - "Учение и действие"). *Фа янь. Гл. 1, 3 - 5, 12. Тай сюань цзин (фрагменты). Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Walters D. (tr.). The Alternative I Ching. Wellingborough, 1987. **Лисевич И.О. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979 (по Указателю); Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1993 (по Указателю); Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994 (по Указателю). Ли Си