ЯН ШИ
ЯН ШИ
Ян Чжунли, прозв. Гуйшань сяньшэн ("учитель [с горы] Гуй-шань"). 1053, Цзянлэ окр. Наньцзянчжоу (совр. пров. Фуцзянь), - 1135. Мыслитель-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши, служил окружным военным инспектором, рано выйдя в отставку, посвятил себя ученым занятиям. Вместе с Ю Цзо, Люй Далинем и Се Лянцзо причислялся почитателями к "четырем учителям школы [братьев] Чэн" (Чэн И и Чэн Хао). По преданию, был любимым учеником Чэн Хао. Соч. Я.Ш. - "Да Ху Канхоу" ("Ответ Ху Канхоу"), "Мэн-цзы цзе" ("Разъяснение "Мэн-цзы") и др. сведены в сб. "Гуйшань цзи" ("Собр. произв. [учителя с горы) Гуйшань"). Акцентировал тезис своих предшественников о единой "пневме" (ци [1]) как субстанциальной основе вселенского "тела". Дал развернутую этич. интерпретацию тезису Чэн И о "единстве принципа и различении особенного" (ли и фэнь шу), истолковывая "принцип" (ли [1]) как всеобъемлющую "гуманность" (жэнь [2]), а "различение особенного" как конкр. "долг/справедливость" (и [1]). Осн. методом познания полагал т.н. "познание в молчании" (мо ши), медитативное постижение "небесного принципа" (тянь ли, см. Ли [1])-структурной основы мироздания, трактуемое как "достижение дао" (чжи дао). Учение Я.Ш. почиталось сторонниками Лоянской школы в Юго-Вост. Китае, где он получил прозе, "истинного главы рода Чэн", т.е. оценивался как прямой духовный наследник братьев Чэн. Сюй Юаньхэ