ЯН и ИНЬ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ян и инь
два начала в китайской философии: ян — мужское, светлое, активное, духовное; инь — женское, темное, пассивное, вещественное. Получило распространение во всей культуре Востока. Вместе эти два начала породили все существующее.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИНЬ И ЯН

- в древнекитайском даосизме полярные космические начала. Инь - женственная, пассивная, слабая и нередко разрушительная сторона реальности. Ян - мужское, сильное и созидательное начало. Их просхождение - от невыразимого Дао.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ИНЬ и ЯН
одни из основных понятий восточной (китайской) философии. Термины применяются для обозначения противоположных друг другу явлений, вещей и процессов: инь – женское, пассивное, влажное, темное начало; ян – мужское, активное, сухое, светлое…

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Инь и ян
в древнекитайской мифологии и философии инь означает темное начало, а ян – светлое. Позднее инь стало символом женского начала, а ян – мужского. Эта древняя символика в своей основе имеет архаические представления о размножении, плодородии и подчеркивает дуализм женского и мужского начал.

Источник: Мифологический словарь

Инь и Ян
основные космологические категории китайской мифологии и философии. Инь – земное начало, Ян – небесное. Их дуализм и взаимослияние объясняют сущность всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. Инь и Ян выступают упорядочивающими началами предмирового хаоса.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЯН И ИНЬ
два начала в кит. философии: первое - светлое, активное, мужское, духовное; второе - темное, пассивное, женское, вещественное (см. Анимизм). Представление об изначальных силах, которое имеется почти у всех народов Азии, тесно связано с этими противоположными понятиями кит. философии. Дун Чжуншань (3 в. до Р. X.) распространил эту систему на всю область человеческих отношений.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Инь и янь
китайская философская теория о том, что все происходит и находится в зависимости от взаимодействия двух взаимопротивоположных и одновременно взаимодополняющих принципов. Инь - «земля» -негативное, пассивное, темное, женское и деструктивное. Янь - «небо» -светлое, позитивное, мужское и конструктивное. В этом бесконечном взаимодействии инь и янь находится и подвергается непрерывным изменениям все сущее.

Источник: Новые религиозные движения.

ИНЬ И ЯН
букв, «темное и светлое») - категории китайской философии, выражающие идею универсального. дуализма мира: инь представляет женское начало, пассивность, холод, темноту, влагу, ян - мужское начало, активность, жару, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих первопринципов порождает все космические феномены. Понимание мира как процесса взаимодействия инь и ян определило специфическую модель его развития; каждое из этих противоположных начал содержит в себе другое. То убывание, то нарастание инь-ян приводит к постепенному преобладанию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаимочередуемость, создающую движение по кругу. Взаимопроникновение инь и ян позволяет сохранить целостность мира и в большом, и в малом.

Источник: Тематический философский словарь

ЯН И ИНЬ
(Yang und Yin) — два начала в китайской философии: первое — светлое, активное, мужское, духовное; второе — темное, пассивное, женское, вещественное (см. Анимизм). Представление об изначальных силах, которое имеется почти у всех народов Азии, тесно связано с этими противоположными понятиями китайской философии. Дун Чжун-шань (III в. до н. э.) распространил эту систему на всю область человеческих отношений. Обе точки в противоположных сферах (ян в инь и инь в ян) характеризуют жизнь того, что обозначается, взаимоотношение одновременного роста одного в другом, дня в ночи, ночи в дне, смерти в жизни, выравнивание требований женского в мужчине и мужского в женщине и т. д. G. V. d. Gabelentz (Нд.). Thai kih thu, 1876; H. v. Glasenapp. Die Philos, der Inder, 1949, 1985(KTA, 195).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИНЬ И ЯН
осн. категории кит. натурфилософии. Впервые филос. истолкование получили в др.-кит. классич. "Книге перемен" ("И цзин"), где они трактуются как полярные противоположности: отрицательное и положительное, темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, слабое и сильное и т.п. И. и я. выступают в качестве двух сил, находящихся в неразрывном единстве, во взаимодействии и взаимоборстве. Борьба сил И. и я. рассматривалась как источник движения и изменения мира, что свидетельствует о наличии в мышлении древних китайцев элементов диалектики. Постоянная смена и чередование И. и я. составляет дао, т.е. закономерный процесс развития мира. Развивая дальше эти диалектич. идеи, т.н. школа натурфилософов связала учение об И. и я. с материалистич. учением о "пяти элементах" (усин), первое упоминание о к-рых встречается в "Великом плане" – в одной из глав древней классич. книги Китая "Книга исторических Преданий" ("Шу цзин"). Н. Сенин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ИНЬ И ЯН
осн. понятия древнекит. философии. В “Книге перемен” (“И цзин”) ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития кит. философии ян и ииь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь—ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о ли — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь—ян, к-рые рассматриваются как осн. космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет гл. содержание большинства диалектических схем кит. мыслителей. Учение о дуализме сил инь—ян — непременный элемент диалектических построений в кит. философии. Представления об инь—ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ кит. медицины, химии, музыки и т. д.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНЬ И ЯН
одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др.-кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн. противоположных и сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т. п.: «Ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян». Это нашло свое выражение в гексаграммах «Ицзин», в к-рых целая черта символизирует ян, а прерванная - инь. В «Ицзин» И. и я. обретают характер космич. сил, находящихся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря к-рому создается и изменяется материальный мир, а также общество, идеи, культура, мораль. Сами же И. и я. являются порождением Великого предела (см. Тайцзи). По-видимому, в период Чуньцю (8-5 вв. до н. э.) теория И. и я. дополняется понятием ци - энергии, жизненной силы (напр., ци неба и земли и есть И. и я.), а в период Чжаньго (5-3 вв. до н. э.)- концепцией пяти первоэлементов (см. У-син), как бы материала для действий И. и я. Важным элементом учения об И. и я., а также об у-син является их обратная связь с жизнью людей и человеч. общества: если они действуют в согласии с их естеств. закономерностью, то в стране (обществе, человеке) царят спокойствие и порядок, а если их действия нарушаются, то страна приходит в смятение, и наоборот - беспорядок в человеч. обществе создает помехи для естеств. изменений И. и я. и у-син. Концепции И. и я. разрабатывались разными философами (Ван Чун, Дун Чжунгау, представители неоконфуцианства), но особое место они занимали в учении школы иньянцзя.

Источник: Советский философский словарь

ИНЬ И ЯН
основные понятия древнекитайской натурфилософии; использовались и другими философскими школами, Являлись основой китайского мировоззрения в целом. Впервые упоминаются в книге И Цзин. Инь и ян - два полярных первоначала: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное. Первоначально инь означало теневой, северный склон горы. Впоследствии стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел. А ян - мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа. Весь процесс мироздания и бытия рассматривается как результат взаимодействия, ко не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу. Человек возникает после того, как изначальный эфир делится на два начала: инь и ян, свет и тьму. Он призван преодолеть эту расколотость, так как объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение, небо и землю. Кульминацией считается слияние неба и земли. Натурфилософы связывали учение о инь и ян с теорией о взаимопревращениях пяти стихии: воды, огня, дерева, металла и земли. Пространственные, временные и другие характеристики соединяются в группы по пять, которые соответствуют определенным элементам. Таким образом, весь мир пребывает в гармонии, а. нарушение в одной группе приводит к общей дисгармонии. Элементы сменяются согласно своему характеру, который определяется силой. При помощи последней преодолевается сопротивление друг друга. Первый элемент - земля. Дерево побеждает землю. Дерево побеждается металлом. Огонь побеждает металл. Вода побеждает огонь. А земля побеждает веду. Порядок преодоления отражает процесс использования человеком. Графически инь - ян изображены в виде двух вписанных в круг запятых.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ИНЬ и ЯН
основные космологические категории традиционной китайской мифологии, прафилософии и философии. Самый общий смысл И. - земное начало, Я. - небесное. Их дуализм и взаимослияние объясняют сущность всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. И. и Я. выступают упорядочивающими началами предмирового хаоса, учреждающими из легких частиц - небо, из тяжелых - землю. Кроме того, И. и Я. принадлежат следующие характеристики: женское и мужское, темное и светлое, холодное и теплое, податливое и упорное, оформляющее и принимающее форму, сухое и влажное, порождающее и родящее; постепенно эти характеристики переходят в понятие "ци" - субстанции, воплощенного принципа. "Ян-цы" и "инь-цы", соответственно, - небесная легкая и земная тяжелая субстанции. Особое значение имеет представление о возможности через познание сущности взаимоотношений Я. и И. и их конкретной изменчивости воспринять как всеобщее, так и единичное в событийном плане мирового бытия. На этом принципе построена одна из наиболее авторитетных древних книг Китая - "И-цзин" ("Книга перемен"). Весь мировой процесс состоит из чередования ситуаций, порождаемых взаимодействием Я. и И. Символически Я. изображается в виде сплошной горизонтальной черты, И. - прерывистой. Их сочетание объединено в 64 гексаграммы (ба-гуа), выражающие, как полагается, все возможные взаимодействия конфликтующих и сотрудничающих начал. Каждая черта в гексаграмме символизирует развитие ситуации. Посредством специальных процедур гадания и весьма обширных комментариев к "И-цзин" ищущий знания о настоящем и предвидениях будущего находил его в различных соответствиях "световых" черт Я. и "теневых" И. Поскольку Я. и И. всепроникающи, то определенное их сочетание в организме человека способствует тем или иным склонностям, поступкам, а также состоянию здоровья.
Совершенно особое значение приобретают принципы Я. и И. в распространенных эзотерических психомедитативных и психосексуальных практиках. Поскольку Я. есть мужское и духовное ("небесное") начало, то его культивация в теле и сознании дает человеку возможность раскрытия или приобретения талантов, способностей, превосходящих средний уровень. В число этих преимуществ, прежде всего, входят: долголетие, управление всеми органами тела с наибольшей эффективностью, исправление патологий организма, обретение высшего знания - мудрости. Эти представления связаны с понятием жизненной силы ци, разлитой в человеческом теле и управляющей его функциями через соединение с Я. и И. Их гармонизация является наиболее фундаментальным идеалом классической китайской культуры, воздействуя на все области жизни и искусства (включая медицинскую).
В той или иной мере традиционный китайский принцип культивации и гармонизации Я. и И. можно соотнести с распространенными в протофилософской культуре максимой "Жизнь в соответствии с природой", и отождествлением человеческого "я" с универсальными мировыми началами. С другой стороны, развитие мифосимволического уровня понимания Я. и И. вместе с формированием специфических мотивов традиционной китайской философии создает тот характерный образ китайской культуры, который актуален и по сей день. Дуализм миропонимания, восприятие мирового процесса как ситуаций взаимодействия противостоящих сил сказывается на своеобразном ориентире китайской философии в ее основных школах на социально-политическую, этическую и ритуальную проблематику; фактически, здесь отсутствуют более или менее фундаментальные метафизические представления.
Гносеология же традиционной философии либо напрямую связана с медитативными практиками, либо ей вообще не уделяется сколько-нибудь важного места (высокий авторитет гадания по "И-цзин" указывает на специфическую когнитивную роль Я. и И.).
Е. В. Гутов

Источник: Современный философский словарь

ЯН и ИНЬ
взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная - означает И.; однако, каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, т.обр. символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности). Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга И. и Я. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайцзы") - неизбывного источника. Я. выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; И. - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-"подсистемы". Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Я. и И. - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория И. и Я. зародилась в середине 1 тыс. до н.э. В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ И. и Я. приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание феномена присутствия в "И. - Я." - союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга. А.А. Грицанов, А.И. Мерцалова

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
419.97 кб

Понимание китайской культуры и коммуникации: подход "иньян"

Фанг Тони
В статье автор делится своими находками в осознании уникальности китайской культуры.
Читать PDF
222.92 кб

Протогородской анюшкарский археологический комплекс на Р. Иньва

Ленц Галина Тимофеевна
Читать PDF
1.05 мб

Иньвенские коми-пермяки в этнографических этюдах В. П. Налимова

Г. Н. Чагин
Анализируются неопубликованные материалы В.П.Налимова 1908 г. из архива Финно-угорского общества Финляндии.
Читать PDF
1.87 мб

Городище Полюты - средневековый памятник археологии в бассейне Р. Иньва

Вострокнутов А.В.
В статье представлены результаты разведочных работ на городище Полюты в Юсьвинском районе Пермского края. Найденные артефакты позволяют датировать данный памятник XI-XIII в. и ставят его в один ряд с соседними крупными городищами
Читать PDF
2.90 мб

Гырчиковское (Юсьвенское) городище - памятник родановской культуры в бассейне Р. Иньва

Мельничук А.Ф., Головчанский Г.П., Скорнякова С.В.
В статье дается развернутая характеристика известного с XIX в. Гырчиковского (Юсьвенского) городища, его морфологии, хронологии, стратиграфии и материальной культуры.
Читать PDF
399.57 кб

Концепт «Смерть субъекта» в современном кинематографе (на материале фильма А. Г. Иньярриту «Бердман»

Добронравов Сергей Викторович, Торбург Марина Робертовна
Теоретической целью данной статьи является выявление концептуальной основы фильма «Бердман» (2014).
Читать PDF
346.63 кб

Дун Цзобинь и история открытия иньских гадательных надписей (обзор сведений из двух изданий Цзягу ня

Куликов Дмитрий Евгеньевич
Дун Цзобинь был одним из пионеров археологического открытия и изучения Иньсюя, места нахождения последней столицы династии Шан-Инь (ок. 1300-1028 гг. до н.э.). С начала XX в.

Похожие термины:

  • ЧЭНЬ ИНЬКЭ

    1890-1969. Кит. историк. Был проф. Ун-та Цинхуа, Объединенного ун-та Юго-Запада, Линнаньского ун-та (Гуанчжоу); после образования в 1949 Китайской Народной Республики - проф. Ун-та Сунь Ятсена, зам. директора
  • ВАН ИНЬЧЖИ

    Прозв. Бошэнь, Маньцин. 1766, Гаою пров. Цзянсу, - 1834. Каноновед. Сын известного каноноведа Ван Няньсуня, основатель Гаоюской школы каноноведения. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимался препода
  • МЕЙЕРСОН Иньяс

    Meyerson), (р. 27 февр. 1888) – франц. психолог и теоретик искусства. Член Франц. коммунистич. партии с 1956. Род. в Варшаве; сын философа Эмиля Мейерсона; проф. Тулузского ун-та, зам. директора Школы высших курсо