ЯН ХЭ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯН ХЭ
Ян Шуюань. 2 - 1 вв. до н.э. Каноновед-ицзинист (см. "Чжоу и"). Уроженец Цзычуани (совр. г. Цзыбо пров. Шаньдун). Был сановником (дафу) при дворе Ханьского императора У-ди (140 -87 до н.э.). Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), преемствовал "истинную традицию" (чжэн чуань) толкования "Чжоу и", идущую от Конфуция: от Тянь Хэ она перешла к Ван Туну и Цзы Чжуну, от Цзы Чжуна - к Я.Х. По версии "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.), Ван Тун непосредственно передал ее Я.Х. По заключению Пи Сижуя (19 - нач. 20 в.), "истинность" традиции, воспринятой Я.Х., выражалась в том, что он не увлекался "нумерологич." теоретизированием (см. Сян шу чжи сюэ), делая акцент на "разумном принципе" (и ли), т.е. мировоззренческой стороне учения "Чжоу и" применительно к "людским делам". Соч. Я.Х. "И чжуань Ян-ши" ("Коммент. на "[Чжоуские] перемены" [в версии] г-на Яна") утрачено. Ма Чжэньдо

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ХЭ ЯНЬ
Хэ Пиншу. 190, Вань обл. Наньян (совр. Наньян пров. Хэбэй),- 249. Философ из гос-ва Вэй, один из основоположников направления сюань сюэ ("учение о сокровенном"). Состоял на гос. службе, погиб при узурпации трона одним из военачальников. Осн. соч. - "Лунь юй цзи цзе" ("Собр. толкований "Суждений и бесед"), "Дао дэ лунь" ("О дао и благодати/добродетели"), "У мин лунь" ("О безымянном"), "У вэй лунь" ("О недеянии") и др. Сведения о жизни и творчестве содержатся в "Сань го чжи" ("Троецарствие", 5 в.), разд. "Вэй шу" ("История гос-ва Вэй"). Вместе с Сяхоу Сюанем, Ван Би и др. стоял у истоков традиции "чистых бесед" (цин тань). Один из гл. защитников тезиса "ценить отсутствие/небытие (гуй у, см. Ю - у). Отождествлял "отсутствие/небытие" с дао как онтологич. сутью мира. Показателем "совершенной мудрости" (шэн [1]) считал полное отсутствие "чувственности" (цин [2]), подверженности эмоциям, пристрастия к вещам и вообще нужды во "внеш." вещах. "Совершенномудрый" неукоснительно следует принципу "недеяния" (у вэй [1], см. Язи [1]) и, т.о., акцентирует своей жизнью принцип "естественности", уделяя меньшее внимание "почитанию имен" (мин цзяо, см. Чжэн мин), т.е. незыблемости социальных ролей. См. лит-ру к ст. Сюань сюэ, Ван Би, Го Сян. Ли Си

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь