ЯКОВЛЕВА (НИРКА) Любовь Евгеньевна

Найдено 1 определение
ЯКОВЛЕВА (НИРКА) Любовь Евгеньевна
(р. 1953) — спец. по истории исп. филос. и соц. филос; д. филос. н., проф. Р. в Кишиневе. Окончила филос. ф-т МГУ (1975), асп. кафедры истории заруб, филос. (1979). Канд. дисс. — «Критика философии X. Субири» (1980). Докт. дисс. — «Социокультурные основания национальных традиций в философии XX века (Испания и Россия)» (2003). В наст. вр. — проф. кафедры филос. гуманит. ф-тов филос. ф-та МГУ. Обл. науч. интересов: история совр. филос, социально-филос. проблематика, методол. проблемы историко-филос. иссл. Принимала участие в организаторской работе по сбору материалов словаря «Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды» (1-е и 2-е изд.). В поел. вр. занимается общетеоретической разработкой проблемы нац. филос. традиции, спецификой предмета и методов историко-филос. иссл. В работах Я. на основе предложенной модели нац. филос. традиции реконструируются интегративные характеристики исп. филос. традиции в сравнении с рус. филос. традицией, обосновывается сходство филос. культур Испании и России, и в то же время показано их различие, задаваемое разл. типами религ. ментальное™. Делается вывод о том, что именно реконструкция нац. филос. традиции позволяет найти прочные основания для сравнения учений в контексте филос. компаративистики. Я. — редактор и один из авторов уч. пособия «Философия в вопросах и ответах» (М., 2003, 2005, 2006), один из авторов-составителей «Хрестоматии по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение» (М., 2003).
Соч.: Историко-критический анализ проблемы сущности в философии X. Су бири // История зарубежной философии и современность. М., 1980; X. Л. Абельан о «специфике» испанской философии // ВФ. 1988. № 6; К. Субири. Идея философии и философская позиция // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1996. № 5; X. Ортега-и-Гассет. История как система // ВФ. 1996. № 6; Сравнительный анализ национальных особенностей русской и испанской философии XIXXX вв. // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М., 1997; К вопросу о национальной традиции в философии // Человек, общество, культура. Тула, 1998; статьи: Архетип, Существование, Феноменология, Экзистенциализм, Гуссерль Э., Зиммель Г., Камю А., Ницше Ф., Ортега-и-Гассет X. и др. // Краткий философский словарь. М., 1998 (2-е изд. — 2001); К. Субири и особенности испанской философской традиции. Йошкар-Ола, 1999; Бытие национальной традиции в философии. (На материале испанской философии) // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2002. № 4; От феноменологии Гуссерля к метафизическому реализму X. Субири // ВФ. 2002. № 5; Испанская философская традиция в XX веке: Социокультурный анализ. М., 2003; Испанская и русская философские традиции: общее и особенное // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 8. СПб., 2003; Национальная философия и взаимодействие философских традиций. (В соавт.) // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2003. № 6; Что угрожает демократии в эпоху массового общества. (В соавт.) // Там же. 2006. № 5; Национальные философские традиции Испании и России: Опыт компаративистского анализа. М.; Йошкар-Ола, 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009