ЯКОВЛЕВ Евгений Георгиевич

Найдено 1 определение
ЯКОВЛЕВ Евгений Георгиевич
(8.5.1927-15.12.2003) - спец. по эстетике, религиоведению, искусствознанию; д. филос. н., проф. Р. в г. Вышний Волочек Тверской губ. Окончил ист. ф-т Владивостокского гос. пед. ин-та (1951), асп. филос. ф-та МГУ (1954). Работал на кафедре филос. Волгоградского гос. пед. ин-та, затем на кафедре марксизмаленинизма Моск. текстильного ин-та. С 1961 — на кафедре эстетики филос. ф-та МГУ: последовательно асе, доц., проф., зав. кафедрой. Канд. дисс. — «О художественности и идейности произведений изобразительного искусства» (1954); докт. дисс. — «Эстетическое сознание, искусство и религия» (1968). Я. — заслуженный проф. МГУ. Вице-президент Эстетич. ассоциации при Президиуме РАН (с 1990). Сост. сб. переводов «Западноевропейская эстетика XX в.» (М., 1991). Автор ряда статей в «Кратком словаре по эстетике» (М., 1963; 2-е изд. - 1983) и в словаре «Эстетика» (М., 1989). Я. впервые в сов. эстетике (1954) выдвинул положение о том, что социалистическое искусство отражает не только идеи (как правило, Ленина и Сталина), но прежде всего жизнь об-ва. Он раскрывает сложные взаимодействия в религ., худож. и эстетич. сознании (1968), выдвигает на основе изучения буддийской, христ. и мусульм. культуры идею об органической связи худож. и религ. сознания (1977). Искусство здесь раскрывается как целостность, в к-рой гармонически слиты соц.-актуальный и народно-мифологический слои. В последующих работах (1983-87) Я. выдвигает понимание эстетич. как совершенного в своем роде, к-рое есть полнота бытия, природной, соц. и дух. реальности. Совершенное м. б, как позитивного (прекрасное, возвышенное и т. п.), так и негативного (ужасное, безобразное, низменное и др.) характера. Дальнейшие иссл. привели Я. к формированию концепции объективной онтологии как учения о бытии как таковом, к-рое раскрывается метафилософской рефлексией, открывающей предельные основания бытия и мышления, т. е. совершенного. В этом же русле Я. исследовал природу худож. и эстетич. субъекта. Я. — акад. Академии гуманит. наук..
Соч.: Проблемы художественного творчества. М., 1972; Искусство и мировые религии. М., 1977 (2-е изд. - 1985); Человек — винтик, фактор или личность // ФН. 1989. № 3; Художник, личность и творчество. М., 1991; Искусство и художник в современном мире // Современный Лаокоон. М., 1992; Не убий! (опыт истолкования шестой заповеди) // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1992. № 4; Эстетика молчания, тишины и света // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1993. № 2; О некоторых онтологических чертах русского духа // Поиск смысла. Нижний Новгород, 1994. Эстетическое как современное. М., 1995; Похвала маленькому ослику (Эзотерика преданности, доброты и трудолюбия) // Архетип. 1996. № 1; Кинофильм и видеоклипы: Эстетическая оппозиция. Философия и культура. Самара, 1997; Постмодернизм — игра с объектом. Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997; Кинофильм и видеоклип: эстетическая оппозиция // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1998. № 4; Эстетика: Учебное пособие. М., 1999; Перипетия Аристотеля и современное искусство // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1999. № 3; Проблема эстетического взаимодействия: профессионал, маргинал, аутсайдер // Маргинальное искусство. М., 1999; Категория «прекраснодоброго» в истории мировой эстетики // Полигнозис. 2000. № 3; Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М., 2003.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009