немецкий философ (Дюссельдорф, 1743 — Мюнхен, 1819). Советник финансов в герцогствах Берг и Жюльер [Juliers], посвятивший свою жизнь литературе и философии. Его философия веры («Дэвид Юм и вера, или Идеализм и реализм», 1787) как единственно верного способа познания действительности, пантеизм, следы которого мы находим в его произведении «О философии Спинозы, письма к Мендельсону» (1785), оказали глубокое влияние на философию Фихте (III часть «Предназначения человека» в его «Наукоучении», 1801) и на гегелевскую интерпретацию философии Спинозы.
ЯКОБИ Фридрих Генрих
Источник: Философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Кантовскому категорич. императиву Я. противопоставлял нравств. автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввел сам термин). Иррационалистич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы философии жизни и экзистенциализма.
Источник: Советский философский словарь
О. F. Bollnow. Die Lebensphilos. F. H. J. s, 1933 (Repr. 1966); G. Baum. Vernunft u. Erkenntnis. Die Philos. F. H. J.s, 1969; K. Hammacher. Die Philos. F. H. J.s, 1969; W. Weischedel. J. u. Schelling, 1969; K. Homann. F. H. J.s Philos, der Freiheit, 1973; Peter-Paul Schneider. Die «Denkbücher» F. H. J.s, 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Кантовскому категорическому императиву противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввел сам термин). Иррационалистическая философия Якоби предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.
Соч.: Wferke, Bd 1—6. Darmstadt, 1968; в рус. пер.: О трансцендентальном идеализме.— В кн.: Новые идеи в философии, сб. 12. СПб., 1914. Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. М., 1897; Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965; Фейербах Д. Якоби и философия его времени.— В кн.: Он же. История философии, т. 2. М., 1907; Levy-BruhIL. La philosophie de F. Jacobi. P., 1894; Bollnow 0. F. Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis. Stuttg.—B., 1966; Baum G. Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis. Bonn, 1969.
А. В. Михайлов
Источник: Новая философская энциклопедия
(25 янв. 1743 – 10 марта 1819) – нем. писатель и философ-идеалист, представитель т.н. философии чувства и веры (Glaubensphilosophie). Полемика с Мендельсоном привела его к разрыву с берлинскими просветителями. Я. враждебно отнесся к Франц. революции, франц. материализму и атеизму. В своей философии он выступил с критикой рационализма Просвещения и учения Канта. Согласно Я., логика развития науки и философии, опирающаяся на формы рассудочного мышления, неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или к субъективному идеализму (Кант). Выступая против этих тенденций, Я. выдвигал на первый план права чувства. Всякое обоснование согласно достаточного основания принципу может сводиться только к чему-то уже обоснованному; доказывающее знание всегда опосредствовано, не может проникнуть за пределы связей природы и необходимо ведет к фатализму. Анализ тождества закона и закона достаточного основания Я. использовал для резкого противопоставления непосредств. чувства опосредствов. знанию. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование удостоверяется верой. Юму он следовал и в утверждении, что отношение между основанием и следствием не совпадает с отношением между причиной и действием. т.к. понятие причинности могут развить только действующие, а не созерцающие существа, то, согласно Я., это понятие покоится не на знании, а на чувстве. Ни самодеятельность, ни свобода не доказуемы: их действительность дана нашему сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл верой (Glaube) или чувством (Sinn), а также и "разумом" (Vernunft), противопоставляя его опосредствованному знанию – "рассудку" (Verstand). Мысль о различии рассудка и разума была развита Фихте, Шеллингом и Гегелем, к-рый, однако, критиковал Я.: непосредственность есть результат предшествующего ей длит. опосредствования (см. Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 405–16). Я. выявил одно из осн. противоречий учения Канта: без предпосылки "вещи в себе" нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Соч.: Werke, Gesamtausgabe, Bd 1–6, Lpz., 1812–24; Auserlesener Briefwechsel, Bd 1–2, Lpz., 1825–27; Briefwechsel zwischen Goethe und F. H. Jacobi, Lpz., 1846; Briefwechsel zwischen Herder und F. H. Jacobi, Bd 2, Fr. / M., 1857, S. 248–332; J. G. Hamann´s Briefwechsel mit F. H. Jacobi, Gotha, 1868 (J. G. Hamann´s des Magus in Norden, Leben und Schriften, Bd 5); Briefe an F. Bouterwek aus den Jahren 1800 bis 1819, G?ttingen, 1868, Aus F. H. Jacobis Nachlass, Ungedruckte Briefe von und an Jakobi und andere, hrsg. R. Z?ppritz, Bd 1–2, Lpz., 1869; в рус. пер. – О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914. Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры, ч. 1, M., 1897; История философии, т. 3, ?., 1943; с. 124–26, Асмус В. ?., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., ?., 1965; Фейербах Л., Якоби и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, ?., 1967; L?vy-Bruhl L., La philosophie de Jacobi, ?., 1894; Frank A., Jacobis Lehre vom Glauben, Halle, 1910 (библ.), Heraeus O., F. Jacobi und der Sturm und Drang, Hdlb., 1928; Bollnow O. F., Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg., 1933; H?lters H., Der spinozistische Gottesbegriff bei M. Mendelssohn und F. H. Jacobi und der Gottesbegnif Spinozas, Emsdetten, 1938; Сrосе В., Consideraziomsullafilosofia del Jacobi "La Critica", 1941, v. 39, No6; Verra V., Jacobi e il rifrato delia filosofia, "Filosofia", 1953, No 4, p. 575–600, Fischer G., J. M. Sailer und F. H. Jacobi, Freiburg, 1955. В. Асмус. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.