ЯХВЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЯХВЕ

- в древнееврейских священных книгах имя единого трансцендентного Бога, Творца мира, являвшегося праотцам, Моисею и пророкам, спасшего древних израильтян из египетского "дома рабства" в землю обетованную, заключившего с ними Завет и давшего им Закон.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЯХВЕ (Ягве, Иегова)
имя древнееврейского Бога, встречающееся в Танахе. Впервые под этим именем Бог явился Моисею, а затем тайна его звучания передавалась по старшей линии первосвященнического рода. С 3 в. до н. э. произнесение этого имени в иудаизме было запрещено. Вместо него употребляется “Адонай”. В синодальном издании Библии имя Яхве заменено словом “Господь”.  

Источник: Религиоведческий словарь

Яхве
название единого бога в иудаизме. Предположительно слово Я. в древнееврейском языке обозначало Яху (напр., «Халелу-йа» — «Да будет славен господь») или Ехо (напр., «Ехошуа» — Помощь бога). Чтение четырехбуквенного начертания имени Я. — IHVH — запрещалось, т. к. верующие евреи придавали его произношению магическую силу. В Ветхом завете под указанным начертанием ставились гласные слова Адонай («Господь мой»), к-рое и произносилось вместо имени Я. Иудейские и христ. богословы утверждают, будто древ. евреи с самого начала были сторонниками монотеизма. Однако изучение истории развития образа Я. дает возможность установить этапы формирования представлений о едином боге евреев. Лишь с образованием классового монархического гос-ва Я. становится царем небес, а затем, с укреплением монархизма, — единственным богом, исключающим все другие божества.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЯХВЕ
предполагаемое произношение имени иудейского бога. Происхождение этого имени, возможно, связано с др.-арабским словом «хава» - «падать», «поражать». Иудаизм запрещал произносить имя Я., налагая на него табу. Поэтому в т. н. пунктированных, т. е. снабженных знаками гласных и др. знаками чтения, рукописях Библии (на евр. яз.) под согласными имени Я. ставились гласные слова адонай, т. е. «господь», поизносившегося вместо имени Я. Секрет такого написания не был известен христ. богословам, обратившимся в XVI в. к евр. тексту Библии, и они стали читать его написание как Иегова. Т. о., слово Иегова, получившее широкое распространение в христ. богословии и в сектантстве (см., напр., Иеговисты), было создано по недоразумению. Другим широко используемым в Библии названием Я. является слово Элохим - множ. число от «элоха» - слова, происходящего от общесемитич. корня «эл», к-рым обозначалась сверхъестеств. сила, «дух», «бог» (см., напр., Эл; отсюда же Аллах). В переводах Библии с др.-евр. яз. «элохим» переведено как «бог» (точнее было бы «боги»), а имя «Я.» заменено обычно словом «господь». Первоначально Я. почитался в качестве бога только одним из др.-евр. племен - коленом Иуды - и представлялся в образе льва. По мере перехода древних евреев от скотоводчества к земледелию их представление о Я. изменилось: он стал олицетворением стихий - грозы, огня, воды. Я. будто бы обитал на г. Синае в Сев. Аравии, носился на облаках, являлся в виде огненного столба, «пожирающего пламени». В тот период древние евреи еще не считали Я. единств, богом и верили во мн. др. богов, что получило отражение в ряде библ. текстов, где о Я., напр., говорится: «царь великий над всеми богами» (Пс. 94, 3), «Поклонитесь пред ним, все боги» (Пс. 96, 7). Возникновение и развитие в Палестине примерно с X в. до н. э. рабовладельч. гос-ва Иудеи и царской власти, а также усиление «колена Иуды» среди др. евр. племен обусловили превращение Я. в «небесного царя», освящавшего власть земных царей и развитие монотеизма. На г. Сионе в Иерусалиме, к-рая стала местом резиденции царя, был возведен храм Я., в 621 до н. э. царь Иошия запретил приносить жертвы в иных местах, кроме иерусалимского храма, и отменил культ всех богов, кроме Я. На Я. была перенесена вся совокупность природных и обществ, атрибутов множества почитавшихся ранее богов. Т. о., формирование царской власти в Палестине как власти единого вост. деспота нашло отражение и освящение в формировании иудейского монотеизма - культа библ. Я. Чертами библ. образа Я. являются воинственность и ревнивость к власти над «своим» народом (он «бог-ревнитель» - Второзак. 4, 24), мелочность и капризность в проявлениях деспотизма - черты, в полной мере свойственные иудейским царям того времени, служившим реальными прототипами образа Яхве.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Образ Яхве в Ветхом завете

Вылегжанин Илья Дмитриевич
The article looks at the evolution of the name, image and cult of the Hebraic God in the context of a modern intellectual situation.
Читать PDF

Сравнительный анализ эволюции образов библейского Яхве и индуистского Шивы

Белкина Тамара Леонидовна, Чистяков Сергей Сергеевич
Авторы рассматривают параллели развития высших существ: авраамического Бога Яхве и ведийского Шивы, привлекая археологические материалы, мифологию разных народов и священные писания (библейский и ведийский каноны).

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ЯХВЕ, Ягве

    иуд.)  – запретное, непроизносимое имя Бога, пишущееся по законам еврейской письменности четырьмя согласными буквами (YHWH – т. н. тетраграмматон). С III века до н. э. имя Бога в текстах читается как «А
  • Раб Яхве

    (Servant of the Lord). Выражение ebed yhwh  "слуга Яхве"  означает преданных служителей Божьих, напр. Авраама (Пс 105:6) или других, крые выполнили Божью волю, как Навуходоносор (Иер 25:9). "Раб Яхве" появляется, когда И