ЯДЕРНАЯ ЭТИКА

Найдено 1 определение
ЯДЕРНАЯ ЭТИКА
этика, предметом которой являются науки о ядерных технологиях. Именно эти технологии поставили человечество перед трудноразрешимыми моральными вопросами. Оказавшись в исключительно сложной ситуации, люди были вынуждены обратиться к этике. В связи с этим особый интерес вызывают моральные уроки истории. Я. э. связана, как часто выражаются, с военным и мирным использованием атома, т.е. с атомным оружием и ядерной энергетикой. Эпоху атомного оружия отсчитывают от 1945 г. 16 июля в пустыне Невада американцы провели первое в истории человечества испытание ядерного оружия. Уже через 19 дней они бомбили японский город Хиросима. Число жертв, подсчитанных спустя пять месяцев после взрыва, оказалось равным 140 000.
Третье тысячетилетие человечество встретило, имея в своем арсенале 32 000 атомных и водородных бомб, достаточных для уничтожения на Земле всего живого. Начало эпохи ядерной энергетики обычно связывают с введением в строй атомной электростанции в 1954 г. в СССР (г. Обнинск). В связи с оскудением ресурсов органического топлива ядерная энергетика получает все большое распространение. Чернобыльская катастрофа в апреле 1986 г., от последствий которой пострадали жители не только СССР, но и, по сути, всей континентальной Европы от Италии и Англии до Швеции и Норвегии, явилась неким поворотным пунктом, потребовавшим переосмысления всей стратегии безопасности ядерной энергетики. Параллельно со строительством АЭС шла установка ядерных силовых установок, включающих ядерные реакторы, на транспортные средства, корабли и особенно часто подводные лодки. И в этой области не обошлось без крупных аварий, последствия которых остаются во многом засекреченными по настоящее время. Обращает на себя внимание поспешность, с которой наращивалась мощность ядерных артефактов. Как в области ядерного вооружения, так и в сфере ядерной энергетики шла, особенно между США и СССР, самая настоящая гонка. Когда участвующие в ней стороны несколько опомнились, а случилось это в конце 1980-х гг., то обнаружилось, что неясны многие аспекты актуальнейших проблем, а именно вопросы, связанные с хранением и переработкой отходов ядерных технологий. Налицо поразительный случай недальновидности, человечество уподобило себя существам, которые, отправившись в рискованный полет, не побеспокоились о благополучном приземлении.
Благодаря успехам физики и технических наук люди приобрели возможность распоряжаться по своему усмотрению исключительно мощными потоками энергии, но на свою беду они уподобили Землю ящику Пандоры. Ядерные бедствия стали расползаться по всей планете. Как раз в середине XX в. homo sapiens и homo faber забыли, причем надолго, о homo moralis. О последнем вспомнили, но с большим запозданием. И вот тогда даже весьма эрудированные ученые остановились в недоумении: каким образом использовать потенциал этики и какой именно?
К. Митчем правильно отмечает, что оправдание ядерных технологий видели в расчетах, основанных на принципе полезности [1. С. 75]. Кажется, что это хорошая основа для Я. э., но при этом выявилась одна существенная трудность, на которую, как правило, не обращают должного внимания. Действенность этики полезности зависит от поля ее приложения. За обеденным столом она иная, чем при необходимости усмирения мощных источников энергии. В последнем случае этика полезности актуальна лишь тогда, когда она органично сопрягается с преференциями безопасности, риска и ответственности. Я. э. мужала по мере концептуального освоения этих преференций. Это обстоятельство не всегда осознается. В таком случае обращаются к этике здравого смысла. Во-первых, вспоминают о религиозной этике (убивать не дозволено Богом). Во-вторых, стараются использовать потенциал деонтической этики. В этом случае исходят из некоторых абсолютных императивов. Так, Дж. Гранофф ссылается на Золотое правило: поступай с другими так, как ты желаешь чтобы поступали с тобой [2. С. 1421]. Имеется в виду, что акторы, в т.ч. отдельные страны, не должны вредить друг другу. Остается, однако, малопонятным, как именно добиться выполнения столь актуального желания. В-третьих, обращаются к моральным кодексам.
С июня 2003 г. члены Американского ядерного общества (ANS) руководствуются моральным кодексом, в котором главными ценностными ориентирами признаются интегративность и достоинство их профессий, необходимых для повышения уровня человеческого благосостояния и сохранения окружающей среды [3]. Члены ANS обязуются быть честными, объективными, преданными своим клиентам, непрерывно повышать свою компетентность и престижность профессии. Что касается способов профессионального поведения, то они концентрируются в 12 рубриках, в которых указываются следующие ценности: безопасность, здоровье и благосостояние общества, своевременное оповещение общественности о возможных негативных последствиях предпринимаемых действий, поддержка тех, кто руководствуется схожими принципами поведения, представление только таких услуг, относительно которых члены ANS компетентны, гласность, непрерывное профессиональное развитие, справедливое отношение к клиентам, честная конкуренция с производителями аналогичных благ, осуждение взяточничества и всех форм неправомочного принуждения, открытость к критике. Заканчивается кредо членов ANS обязательством нести ответственность за свои действия. Таким образом, моральный кодекс членов ANS содержит обещание руководствоваться в своих действиях двумя десятками позитивных ценностей. Речь идет об этике ответственности применительно к деятельности людей, занятых в сфере ядерных технологий.
Безусловно, рассматриваемый этический кодекс заслуживает всяческого одобрения, но лишь в том случае, если разработаны действительные пути реализации указанных в нем ценностей, если дело не ограничивается словесными декларациями. Рассмотрим в этой связи вопрос о безопасности АЭС. Хорошо известно, что аварийные процессы на АЭС чаще всего связаны с четырьмя факторами: неуправляемым ростом мощности активной зоны (критическим изменением реактивности), уменьшением расхода теплоносителя через активную зону, потерей теплоносителя первого контура, ростом давления в первом контуре реактора. Чтобы избежать этих негативных явлений, действующим лицам необходимо обладать огромным объемом знаний и умением проводить широкий спектр профилактических работ [4]. В противном случае обязательства по обеспечению безопасности АЭС остаются декларацией, не более того.
Приведенный пример показывает, что недопустимо ограничиваться всего лишь этическими положениями общего характера, но нельзя отрицать и их актуальности. Любому работнику АЭС приходится выполнять разнообразные операции. Если работник не мотивирован этическими принципами, то он, как правило, перестает быть в должной степени бдительным и тщательным. Таким образом, две нежелательные тенденции состоят, во-первых, в придании моральным кодексам декларативного характера, во-вторых, в забвении этического начала в глубоко профессиональных разработках. Этика является эффективным средством организации деятельности работников атомной промышленности лишь тогда, когда она не зкзо-, а эндогенна по отношению к их деятельности. Отметим еще один проблемный аспект Я. э.
В рамках этой этики, равно как и в любой другой, конечной желаемой целью является достижение общественного блага, а это означает, что необходимо согласовывать интересы различных групп людей. Длительное время, вплоть до чернобыльской катастрофы, ядерная энергетика была в СССР делом исключительно профессионалов. Когда же выяснилось, что свое мнение о ней имеет также население, которому недоступен язык специалистов, то возникло замешательство. Оказалось, что необходимы концепции ядерной энергетики, рассчитанные на различные слои населения. Выявилось также, что очень часто недопонимают друг друга даже профессионалы, в т.ч. физики, техники, химики, психологи, работники различных служб. На указанное явление, как правило, вообще не обращается никакого внимания, а оно грозит далеко не пустячными коллизиями. На наш взгляд, главный моральный урок развития ядерных технологий состоит в выводе, что в современных условиях, во-первых, возрастает актуальность этики, во-вторых, ее действенность обеспечивается в первую очередь высоко профессиональными исследованиями. Постепенно, но явно недостаточно быстро, осознается необходимость превращения Я. э. в эндогенную концепцию относительно теории ядерных технологий.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.