ЯБЛОКОВ Игорь Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯБЛОКОВ Игорь Николаевич
Родился 15 января 1936 г. в г. Шуе Ивановской области. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1959), аспирантуру там же (1965). С 1965 г. на философском факультете МГУ; с 1980 г. проф., с 1988 г. заведующий кафедрой, заведующий отделением философии религии и религиоведения. В 1965 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию «Извращение религией нравственных чувств». В 1977 г. там же защитил докторскую диссертацию «Методологические проблемы социологии религии». Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Член Совета по связям с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Сфера научных интересов: теоретическое религиоведение. Разработал вопросы о предмете, строении, методах религиоведения, понятии религии, социологическом и социальнопсихологическом изучении религии, тенденциях ее изменения, специфику религиозных отношений в духовной сфере и в общественной системе.
Основные публикации Некоторые дискуссионные вопросы методологии религиоведения // Философскометодологические проблемы изучения религии. М., 2004; Предмет религиоведения, Основы теории религии // Основы религиоведения. М., 2006; Введение (методологические проблемы истории религии) // История религии. Т. 1. М., 2007; Философия религии: Актуальные проблемы. М., 2007; Введение в общее религиоведение. М., 2008. В соавт.; Социология религии. М., 2014.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ЯБЛОКОВ Игорь Николаевич
(р. 15.1.1936) — спец. в обл. фил ос. и религиоведения; д. филос. н., проф. Р. в г. Шуе Ивановской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1959), асп. там же (1965). С 1965 работает на филос. ф-те, с 1980 — проф. С 1988 — зав. кафедрой филос. религии и религиоведения филос. ф-та МГУ. Внес важный вклад в создание на филос. ф-те отделения религиоведения, зав. к-рого является в наст. вр. При его непосредственном участии подготовлены Стандарты высшего профессионального образования подготовки бакалавра и спец. по религиоведению, а также программы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации для подготовки спец. по религиоведению. Канд. дисс. Я. посвящена иссл. религиозно-нравств. чувств, анализу общения верующих как фактора формирования психол. религ. группы. Докт. дисс. — «Методологические проблемы социологии религии» (1977). Я. — заслуженный деятель науки РФ, акад. РАЕН, член Экспертного совета ВАК по философии, социологии, культурологии, член Совета по связям с религ. объединениями при Президенте Российской Федерации. Обл. науч. интересов — теор. религиоведение. Наиболее значимыми результатами трудов Я. являются: разработка ряда методол. проблем религиоведения — о предмете, строении, методах данной отрасли знания — в особенности таких ее разделов, как филос, социология, психол., история религии; раскрытие понятия религии, выявление разноуровневой организации содержания этого понятия; социол. и соц.-психол. изучение религии, ее состояния, ее критериев, типов религ. и нерелигиозных индивидов, тенденций ее изменения; иссл. религиозно-нравств. чувств, психол. молитвы и покаяния; раскрытие специфики религ. отношений как одного из видов отношений в дух. сфере, их места в обществ, системе. Согласно т. зр. Я., предметом религиоведения является изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования религии, анализ ее строения и разл. компонентов, ее многообразных феноменов, как они представали в истории об-ва, взаимосвязи и взаимодействия религии с др. обл. культуры. В религиоведении выделены: филос. религии, социол. религии, психол. религии, феноменология религии, ист. религии. Эффективные результаты в религиоведении дает применение каузального метода, метода историзма, типологического, феноменологического и герменевтического методов, структурно-функционального анализа. Выделены строение и структура религии: религ. сознание, религ. деятельность (культовая и внекультовая), религ. отношения (культовые и внекультовые), организации и ин-ты. Определяя религию, Я. отрицает возможность раскрытия ее сущности с помощью понятия «сверхъестественное». Он различает внерелигиозную и религ. веру. Последняя представляет собой веру: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, к-рые являются продуктом гипостазирования; б) в возможность общения с указанными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то описываемых в религ. текстах событий, в их повторяемость, в наступление определ. события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религ. авторитеты — «отцов», «учителей», «пророков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа. Религ. вера «пронизывает» весь религ. комплекс и формирует соответствующую психол. религ. людей. Я. в 1964 одним из первых принял участие в возобновлении конкретных социол. иссл. религии в нашей стране. Наряду с разработкой критериев религиозности выделил типы религ. и нерелигиозных индивидов: а) религиозные с определяющей религ. ориентацией; б) религиозные с подчиненной религ. ориентацией; в) колеблющиеся с неустойчивой религ. ориентацией; г) нерелигиозные, индефферентные; д) нерелигиозные с атеистич. ориентацией — атеисты. Я. является ред. ряда кн., учеб., словарей.
Соч.: Влияние некоторых психологических факторов на религиозность // Вестник МГУ. Сер. «Философия, экономика». 1965. № 2; Наука и религия о нравственных чувствах. М., 1966; Актуальные проблемы конкретно-социологического исследования религиозности. М., 1969; Методологические проблемы социологии религии. М., 1972; Социология религии. М., 1979; Религиозные отношения // Общественные отношения. М., 1981; Религия: Сущность и явления. М., 1982; Психология религии // Теоретическая и прикладная социальная психология. М., 1988; Понятие и функции религии // Вестник МГУ. Сер. 13. «Востоковедение». 1992. № 4; Свобода в аспекте отношения к религии // Государственно-церковные отношения в России. М., 1993; Основы теоретического религиоведения. М., 1994; Философия религии в системе знания // Вестник философского общества. М., 1998. № 2; Философия религии, Социология религии // Введение в общее религиоведение. М., 2001; Некоторые дискуссионные вопросы методологии религиоведения // Философско-методологические проблемы изучения религии. М., 2004; Историческая память как фактор европейского сосуществования и перспективы // Нация, религия — православие и новые европейские реалии. Афины, 2006; Предмет религиоведения, Основы теории религии // Основы религиоведения. М., 2006; Введение (методологические проблемы истории религии) // История религии: В 2 т. Т. 1. М., 2007; Философия религии: Актуальные проблемы. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009