Я есмь

Найдено 1 определение
Я есмь
Sayings). Совокупность в.з. формул, начинающихся с "Я (есмь)...", посредством крых Яхве возвещает о себе. Яхве открывает ся как Бог патриархов (Быт 15:7; 17:1; 28:13 ит.д.), как "Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской" (напр., Исх 20:2 и начало Декалога) или просто как "Я Господь (Яхве)" (Иез 33:29; 36:36). Самоназвание в Исх 3:14, к-рое обычно переводится как "Я есть Тот, Кто Я есть", или "Я есмь Сущий ", может рассматриваться в качестве примера парономазии. Однако здесь, как и в повторяющихся самооткровениях "этоЯ", "ЯТот, Кто" (Втор 32:39; Ис 41:4; 43:10,13,25; 45:18; 46:4; 48:12; 51:12; 52:6), важнее то, что Яхве открывает ся, противопоставляя себя конечным богам преобладавшего в то время политеизма. В большинстве случаев контекст самоопределений вынуждает понимать их не как "Я то или это", а скорее как "Я Абсолют". Особенно наглядно это проявляется в Ис 40 и дал., где соседние стихи выявляют понятие БогаАбсолюта через ряд Его атрибутов: всемогущество, несотворенность, непредставимость, личность, творец истории, святой, а также вселенский монарх, Которому нельзя помешать в осуществлении его целей. Более того, перед нами именно формула самооткровения  не внешняя характеристика Яхве, а определение, данное самому себе; т.о., Яхве демонстрирует, что Он по милости своей решил открыть себя людям.
В НЗ многие высказывания, начинающиеся с "Я (есмь)", дополнены субъектным самоопределением (напр., "Я свет миру",  Ин 8:12) и, т.о., не могут считаться речениями "Я (есмь)" в их абсолютном значении. Более сложный случай представляют собой несколько высказываний помимо Ин, текст крых в буквальном значении представляет собой речение "Я (есмь)" (ego eimi), но из контекста ясно, что по своему смыслу он соответствует "это Я" или "Я Тот",  просто уточняющие "это" и "тот" следует искать в соседних стихах. Вероятно, здесь мы имеем дело с многозначным самораскрытием божества, знакомым нам по ВЗ: многие самооткровения Иисуса, предшествующие страданиям на кресте, нарочито многозначны. К примеру, когда Иисус идет по водам на глазах испуганных учеников, Он успокаивает их словами ego eimi. При этом из контекста ясно: Иисус называет себя ученикам ("это Я"), чтобы они не приняли Его за призрак (Мк 6:50). Но все же не всякий "я" способен ходить по водам; не следует поспешно отвергать здесь любые аллюзии на в.з. теофанию. Опять же, Иисус предостерегает своих учеников против тех, кто поведет их по ложному пути, говоря: "этоЯ" (Мк 13:6; Лк 21:8), однако из контекста следует, что это речение следует интерпретировать "Я  Христос", как прямо сделано в Мф 24:5. Те же самые языковые приемы Иисус использует во время процесса над Ним (Мк 14:6162) и похожие  после воскресения (Лк 24:39): в каждом случае Его высказывания сохраняют известную многозначность.
Четвертое Евангелие ставит новые вопросы. Хотя многие из высказываний "Я (есмь)" Иисуса в Ин имеют прямые дополнения ("Я есмь истинная лоза", "Я есмь пастырь добрый", "Я есмь воскресение и жизнь", "Я есмь хлеб жизни"), два из них, несомненно, представляют собой речения "Я (есмь)" в абсолютном смысле как по форме, так и по содержанию (8:58; 13:19). В них Иисус прямо отождествляет себя с Яхве, Который уже открывался людям в сходных выражениях (особенно Ис 43:1011). Противники Иисуса свидетельствуют о Его притязаниях на общность с Яхве (Ин 8:5859); в 13:1920 сам Иисус открыто подтверждает эти притязания. Два примера речений "Я (есмь)", в их абсолютном значении, заставляют предположить, что и в других местах Ин  где "Я (есмь)" формально носит абсолютный характер, но дополняется, исходя из контекста (напр., 4:26; 6:20; 8:24,28; 18:5,6,8),  может быть сознательно заложен двоякий смысл.
D. A. Carson (пер. Ю.Т.)
Библиография: B.J. Beitzel, "Exodus3:14and the Divine Name", TJ 1:520; R.E.Brown, The Gospel According to John 1,53283; D. A. Carson, Christ the Lord; D. Daube, The NT and Rabbinic Judaism; P. B. Horner, The "1 Am" of the Fourth Gospel; H.G. Link, NIDNTT, II, 27883; W. Manson, Jesus and the Christian; E. Stauffer, TDNT, II, 34362.
См. также: Речения Иисуса Христа.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
699.15 кб

«я есмь истина. . . »

Меськов Валерий Сергеевич
Что может служить «опорой» человеческим рассуждениям? Почему мы задумываемся об истинности и ложности? В чем первоосновы бытия? Не отражение, но творение. Я в мире или мир во мне, мир во вне.
Читать PDF
395.35 кб

Я ЕСМЬ ИСТИНА. К ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА. ПЕРЕВОД Г.В. ВДОВИНОЙ

Анри М.
Мишель Анри французский философ и писатель, автор многочисленных философских работ, создатель «феноменологии жизни» особого направления в рамках феноменологической философии. В книге «Я есмь истина.

Похожие термины:

  • Движение Я Есмь

    появилось в теософской среде, а его основателем стал Гай Баллард, который в 1930г. объявил о своем опыте общения с «великим мастерами». В 1937 г. движение становится общественным и рождает различные гр
  • ЕСМЬ-ИСТИНА

    (am-truth; от есмь, глагола «быть» в первом лице ед. ч.). Истина в первом лице, экзистенциальная истина, постигнутая личностью через себя. Когда Моисей спрашивает у Бога Его имя, чтобы передать народу, Бо