(Israel and Prophecy).
Пророчество это возвещение слова Божьего Божьему народу, Израилю. Говоря об Израиле и его роли в контексте пророчества, важно точно определить понятие " пророчество ". Темы пророчеств могут быть разными. Слово Божье может относиться к прошлому, настоящему и будущему, хотя в первую очередь оно связано со временем, в к-ром жил пророк. Когда Божье слово относится к далекому будущему, оно называется эсхатологическим пророчеством. Поскольку пророки ВЗ были израильтянами и обращались к избранному народу, пророчества, в т.ч. и эсхатологические, адресованы Израилю (ИзраильскоИудейскому царству, а после 922 г. до н.э. Северному и Южному царствам). Понять это чрезвычайно важно, ибо впоследствии слово "пророчество" стало в большей или меньшей степени синонимом слов "предсказание" и "футурология". В одном популярном издании это современное понимание пророчества выражено так: "Пророчество это история, написанная заранее". Между тем в ВЗ пророчества играют совершенно другую роль.
Второе затруднение связано с употреблением слова "Израиль". В современных спорах об эсхатологических пророчествах Библии часто упоминают Израиль. Но не всегда ясно, идет ли речь об Израиле в в. з. понимании (избранный народ), или об Израиле в новейшем национальном смысле (возрожденный Израиль), или же, наконец, о Церкви, Новом Израиле. Первое затруднение возникает изза неверного понимания слова "пророчество", второе связано с толкованием таких сложных текстов, как Гал 6:16 (см. у Ричардсона).
Суть пророчеств об Израиле. Пророки несли слово Божье избранному народу на протяжении всей его в. з. истории и до Вавилонского пленения, и в Вавилоне, и в послепленные времена, а также в те времена, когда Израиль утратил государственность и независимость. До переселения в Вавилон (587/6 г. до н.э.) пророки говорили, что Израиль нарушил завет с Богом и, если не раскается, будет осужден. Т.о., Иерусалим пал потому, что еврейский народ не сумел возобновить завет с Богом.
Во время пленения и после него пророки возвещали Божье слово Израилю не как государству, а как народу. Они обращались к тем, кто был в Вавилоне, и к тем, кто возвращался на Землю обетованную. Пророки попрежнему говорили о грядущем суде, после крого, однако, настанет возрождение Израиля. Часто трудно понять, о чем именно идет речь о возвращении на святую землю и возрождении Израиля после пленения или о более далеком будущем. Хотя в конкретном тексте нелегко уловить различие, ясно, что пророческие книги в целом отмечены особой эсхатологической направленностью: пророки предчувствуют появление возрожденного Израиля и преображенного мира, крый будет свободен от насилия и зла. Однако, поскольку Божье слово возвещали разныелюди, пророчества отличаются в деталях; они не противоречат друг другу, но истину, крую они несут, часто сложно выразить человеческим языком. В символических образах, ограниченных, однако, неадекватностью человеческой речи, пророки предсказывали приход преображенного мира и Божьего Царства.
От пророчеств к апокалиптике.
В конце в. з. периода и в межзаветные времена произошел переход от пророчеств к апокалиптике: провозглашение слова Божьего в пророчествах (особенно эсхатологических) сменилось апокалиптической литературой, в крой "тайны будущего" излагались в жанре видений. Книга Даниила, не будучи в полном смысле слова пророческой, представляет собою связующее звено между в. з. пророчествами и межзаветными и н. з. апокалиптическими писаниями (в первую очередь это Откр). Апокалиптические писания также содержат эсхатологические пророчества, однако авторы апокалипсисов, в отличие от пророков, обращаются уже не к своему поколению. При интерпретации апокалиптической литературы мы сталкиваемся с теми же трудностями, что и в эсхатологических пророчествах: не всегда можно понять, что относится к прошлому, а что к далекому будущему.
Проблемы интерпретации. Определить место Израиля в эсхатологических пророчествах и апокалипсисах трудно по нескольким причинам. (1)Утверждая веру в возвращение Христа, преображение мира и возникновение Нового Израиля, Библия предостерегает нас от попыток определить точные сроки этих событий. Мы должны быть постоянно готовы к ним, но в то же время ясно осознавать, что мы не знаем и не можем точно знать будущее (Мк 13:22; Деян 1:67).
(2) Язык пророчеств неизбежно оказывается таинственным и символическим, ибо он призван передать истину, лежащую за пределами наших теперешних знаний об истории. Мы должны постичь общий смысл пророчеств, не сосредоточиваясь на их буквальном значении. Пророчества это не расписание отлетов на небеса и возвращений оттуда.
(3) На протяжении всей истории христианства появлялись "толкователи", отождествлявшие "предсказания" пророческих и апокалиптических книг с событиями и реалиями своей эпохи. Время неизменно показывало ошибочность этих интерпретаций. Поэтому нам еледует, сохраняя готовность и открытость к Божьему вмешательству в историю, относиться к "пророкам" наших дней со здоровым скептицизмом. Их толкования Библии столь же сомнительны, как и толкования их предшественников.
(4) Попытки соотнести роль Израиля в будущем с "тысячелетним царством" (Откр 20:110) также нужно воспринимать с большой осторожностью, учитывая, как трудно соотнести библейские тексты с настоящим и будущим. (5) Многие евреи и христиане истолковали провозглашение независимости Израиля в 1948 г. как исполнение эсхатологических пророчеств. Нельзя не признать, что это поистине экстраординарное событие и что сионистское движение вдохновлялось не в последнюю очередь библейскими пророчествами о возрождении Израиля и возвращении еврейского народа из диаспоры. Но даже такое событие нельзя автоматически истолковать как исполнение библейских пророчеств. В Израиле существуют группы ультраортодоксальных евреев(напр., Нетуре Карта), не признающие государство Израиль именно потому, что оно создано не Мессией, не в результате Божьего вмешательства. Нетуре Карта провозгласили первое правительство Израиля "режимом безбожников".
Итак, библейские пророчества свидетельствуют о том, что человеческая история направляется Божьим провидением, в рамках крого важная роль принадлежит Израилю. С точки зрения НЗ все то, что относится ко Второму пришествию и эсхатологическим пророчествам об Израиле, можно постигнуть лишь верой. Чтобы понять место Израиля в пророчествах, мы должны сохранять живую веру в конечность истории, не увязывая при этом пророчества об Израиле с нашими собственными схемами и построениями.
Р.С. CRAlGIE(nep. А.Г.)
Библиография: СЕ. Armerding and
W. W. Gasque. eds .,Dreams, Visions, and Oracles; G. E. Ladd.1SBE (rev ), 1,15171; G.P. Richardson, Israel in the Apostolic Church.
См. также: Эсхатология; Тысячелетнее Царство Христа на земле (взгляды на него); Второе пришествие Христа.