Измерение в социальном исследовании
Измерение в социальном исследовании
способ упорядочения социальной информации, при котором системы чисел и отношений между ними ставятся в соответствие ряду социальных фактов. Это процесс определения числового значения некоторой величины с помощью единицы измерения. Измерение предусматривает объект, единицу измерения (эталонный объект), приборы, методы измерения, наблюдателя. Различные меры повторяемости, воспроизводимости социальных фактов и являются социальными измерениями или шкалами. С развитием общества получают распространение простые шкалы – денежная оценка труда, разряды квалификации, оценка успехов в обучении (система баллов), спорте и т. д. В социальных исследованиях измерения впервые вошли в употребление в 1920–1930-х гг., когда исследователи столкнулись с проблемой достоверности при изучении общественного сознания, социально-психологических установок (отношений), социального и профессионального статусов, общественного мнения, качественных характеристик условий труда и быта. Измерения разделяются на три типа: номинальное (группировка или классификация), порядковое и интервальное (например, шкала привлекательности профессий). Измерение позволяет формулировать эмпирические законы и служит источником формирования научных теорий.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016