ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Измененные состояния сознания
ИСС) - общее понятие для обозначения различных видов экстатических состояний, существующих во всех типах культур. Выражает эмоциональный аспект функционирования человеческого общества.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

- область эмпирических психологических исследований, в которых с помощью ЛСД и др. средств вызываются и изучаются необычные состояния психики, по форме напоминающие то, что описано в священных книгах древности или в личных свидетельствах мистически одаренных представителей разных религий. Здесь опыт внетелесного пребывания сознания, раскрытие глубинной памяти, произвольное перемещение в пространстве на огромные расстояния, открытие возможностей сверхчувственного познания мира и самопознания (напр., в ясновидении), посещения разных планов бытия, и встречи с существами не из нашего мира, расширение сознания за пределы личного "Я" в трансперсональном опыте. Один из выводов: "Субъекты, переживающие столкновения с различными блаженными и грозными божествами, выражают очень сильные эмоциональные реакции в диапазоне от экстатического восторга и небесного блаженства до метафизического ужаса и сумасшествия. Однако, большинство индивидуумов не имеют ощущения, что они сталкиваются с Верховным Существом или первичной силой в этой вселенной" (С.Гроф). Иначе говоря, это не опыт встреч с Высшим в собственном смысле слова. Но все же подобные исследования вносят существенный вклад в лучшее понимание различия между собственно религиозным и нерелигиозным в душевной жизни человека.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

измененные состояния сознания
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (altered states of consciousness, ASC) — психофизиологические состояния, в которых происходит качественная перестройка свойственных индивиду обычных (нормальных, «базисных») моделей психической деятельности — восприятий, ассоциативных связей, категоризации чувственных данных, логики мышления и др. Выделяя И. с. с. в качестве особой ментальной данности, изучающие этот феномен науки (философия, психология и др.) исходят из того, что проведение четкой границы между обычным (нормальным, «базисным») состоянием сознания и И. с. с. невозможно в силу индивидуального характера протекания психических процессов, других субъективных факторов, а также отсутствия строгих критериев фиксации психической «нормы». И. с. с. чрезвычайно разнообразны по форме, содержанию и глубине. К ним относят широкий спектр психических явлений — от быстрого сна до глубокого гипноза, от кратковременных галлюцинаций до психозов. Причинами, вызывающими И. с. с, могут выступать психологические факторы (напр., стресс), физиологические процессы (напр., замедленное дыхание), химические препараты (напр., наркотики), интеллектуальные парадоксы, провоцирующие переход сознания на иной уровень интерпретации реальности (например, коаны), и т.д. И. с. с. — необходимый момент функционирования психики; потребность в переживании И. с. с. — одна из базисных потребностей человека. Велика их роль в религии. Способность индивида входить в управляемые И.с.с, манипулировать психическими процессами других людей является обязательным признаком харизмы и шаманской практики. Управление конструктивными или деструктивными И.с.с. — важнейшая составляющая колдовства, знахарства и ряда других форм магии. Специфические И.с.с. лежат в основе некоторых способов обретения вненаучного знания (например, ясновидение, пророчество). При И.с.с. доминирующую роль в психической жизни обретают эмоционально-образные структуры мышления, активизируются бессознательные компоненты психики, что стимулирует обнаружение ментальных комплексов, типологически общих мифологическим представлениям. Это экспериментально удостоверенное обстоятельство дает основание для утверждений о важной роли И. с. с. в генезисе и развитии мифологии. Их содержание может быть предельно разнообразным, но его общей характеристикой является то, что: 1) оно не может быть непосредственно редуцировано к повседневному опыту человека, пережившего И. с. с; 2) его интерпретация затруднена или невозможна посредством обычных объяснительных схем, моделей, построенных на «здравом смысле»; 3) для своего выражения оно требует, как правило, особых средств, а в пределе претендует на то, что в границах человеческого опыта оно невыразимо. В культурах, прежде всего в религиях, издревле существуют психотехники продуцирования индивидуальных или коллективных И. с. с. Стимулами их продуцирования могут выступать; особые танцы, музыка, вербальные формулы, графические символы и др. специфические изображения. Важную роль играют техники депривации, связанные с ограничением сенсорных воздействий в условиях изоляции индивида. Сексуальные и пищевые ограничения способны стать источником сильнейших И. с. с. Особое место в продуцировании И. с. с. занимает практика использования наркотиков. К категории сложных техник продуцирования и управления И. с. с. относится медитация. Заметную роль в актуализации проблемы И. с. с. в конце 20 в. сыграли психоделические эксперименты с использованием ЛСД и других галлюциногенов, а также техники холотропного дыхания.         А.П. Забияко         Лит.: Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л., 1986; Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989; Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990; Tart С. (ed.). Altered states of consciousness. N.Y., 1969; Martindale С Cognition and consciousness. N.Y., 1981; Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки