ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА
ансамбль искусств. В более узком значении термин определяет изобразительное искусство: живопись и скульптуру; но в действительности распространяется на музыку, хореографию и даже на поэзию. См. Искусство.

Источник: Философский словарь

ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА
фр. bеа ux-arts) — понятие, широко используемое в эстетике XVIII—XIX вв. для обозначения специфической сферы худож. творчества, в к-рой эстетический принцип в целом и принцип прекрасного в особенности играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности. Процесс выделения И. и. начался в эпоху позднего Возрождения. Историческое вычленение худож. начал происходит в результате осознания различий между ваянием и столярным мастерством, исключения из сферы иск-ва ремесел и науки, а также благодаря установлению близости между такими, казалось бы, отдаленными сферами культуры, как скульптура и поэзия. Для теоретического самоосознания худож. культурой своей специфической функции немалую роль сыграл трактат Ш. Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в к-ром объединены поэзия, музыка, живопись, красноречие, танец, скульптура, н архитектура на основании «подражания прекрасной природе», что вполне соответствовало принципам классицизма. Здесь есть красноречие, однако нет такого вида иск-ва, как декоративно-прикладное, к-рое начиная с эллинизма и вплоть до Гегеля попадало в сферу «механических» иск-в и не отвечало критериям изящного. Правда, в сер. XVIII в. англ. эстетик Хом писал, что «парковое искусство стало одним из изящных искусств». Концепцию И. и. детально разработал Кант, разделив т. наз. эстетические иск-ва (имеющие своей целью доставлять удовольствие) на те, к-рые существуют для удовольствия как такового, для приятного провождения времени (шутки, смех, сервировка стола, застольная музыка, забавная вещь, игры), и на И. и., к-рые содействуют «культуре способностей души для общения между людьми». Он полагал, что в отличие от ремесла предмет И.. и. должен казаться свободным от «всякой принудительности произвольных правил» и может прекрасно описать вещи, «которые в природе безобразны или отвратительны»; форма предмета И. и. соразмеряется с замыслом и дает возможность не ущемить свободу его полета. По Канту, есть три вида И. и.: 1) словесное иск-во (красноречие, поэзия); 2) изобразительное иск-во (пластики, состоящая из ваяния и зодчества, живопись, под к-рой подразумевается не только прекрасное изображение природы, но и иск-во изящной компоновки продуктов природы или декоративное растениеводство, а также украшения интерьера и человека; 3) иск-во игры ощущений (музыка, иск-во красоты). Гегель, исключивший из сферы И. и. мн. прикладные виды, тем не менее отнес к ней не только скульптуру, живопись, музыку, поэзию, но и архитектуру. Во второй половине XIX в. понятие «И. и.» то предельно сужается (пластические, изобразительные иск-ва), то относительно расширяется, включая в себя «изящную словесность», хореографию. музыку, проблема декоративно-прикладного искусства как изящного дискутируется. Для преодоления привычного взгляда на декоративно-прикладное иск-во как «низшее» по отношению к сфере И. и. немало сделали в Англии Моррис У., в Германии — Земпер, в России — Чернышевский. В XX в. сфера худож. деятельности расширяется за счет худож. фотографии (Фотоискусство), кино-и телевизионного иск-ва, народного творчества, новых зрелищных представлений и т. п. Нек-рые исследователи полагают поэтому, что худож. жизнь современности непохожа на классическое бытие И. и-, а значит, и понятие это устаревает (Татаркевич). Вместе с тем во всем мире продолжают существовать академии И. и. И там, где они утрачивают свою специфику, усиливается опасность обесценивания высокого иск-ва и размывания худож. ценностей в мире окружающих комфортных вещей и продуктов техники.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
481.41 кб

Кресло-сани из Большого собрания изящных искусств ASG

Черепанова Анна
Статья рассказывает об истории развития кресел и саней, а также об одном из типов кресел курульном. Она также является опsтом анализа и атрибуции кресла-саней, находящихся в Большом собрании изящных искусств ASG.
Читать PDF
508.23 кб

Мебель Матье Криера в большом собрании изящных искусств ASG

Черепанова Анна, Яо Михаил
Статья посвящена анализу французской мебели XVIII в. эпохи Рококо. Особое внимание уделяется творчеству выдающегося французского краснодеревщика Криера Матье и его трем предметам мебели из Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
630.31 кб

Мраморные столешницы большого собрания изящных искусств ASG

Батырова Фарида
В статье описывается история использования мрамора в декоративно-прикладном искусстве и приводится краткое описание его разновидностей на примере десяти мраморных столешниц из Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
568.17 кб

Работы братьев Лагрене в Большом собрании изящных искусств ASG

Булгакова Алина, Яо Михаил
Статья посвящена анализу творчества французских живописцев XVIII в. братьев Лагрене: Старшего Жана Луи Франсуа и Младшего Жан-Жака.
Читать PDF
519.09 кб

Предметы жьенского фаянса в большом собрании изящных искусств ASG

Алина Булгакова, Алсу Нургаязова
Библиотека Международного института антиквариата ASG пополнилась уникальным изданием – «Жьенский фаянс. Формы и декор». Автор – Мишель-Сесиль Жийар.
Читать PDF
409.00 кб

Реставрация бюро де пант из Большого собрания изящных искусств ASG

Яо Михаил, Черепанова Анна
Данная статья посвящена процессу реставрации бюро де пант времени Людовика XV из Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
392.11 кб

Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG

Булгакова Алина Вячеславовна
Статья посвящена анализу творчества представителей династии Бассано, а также деятельности их художественных мастерских. Здесь же проведена атрибуция трех работ Якопо и Леандро Бассано из Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
406.90 кб

Аналоги часов из Mobilier national в Большом собрании изящных искусств ASG

Алина Булгакова
Статья посвящена анализу шести часов из Большого собрания изящных искусств ASG, аналоги которых хранятся в Mobilier national и воспроизводятся в книге Мари-Франс Дюпюи-Байле «Часы из Mobilier national 1800 – 1870».
Читать PDF
476.61 кб

Ученики и соперники Жака Луи Давида в Большом собрании изящных искусств ASG

Алина Булгакова
Статья посвящена анализу произведений четырех учеников Жака Луи Давида из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье рассматриваются работы соперников мастера – Теодора Жерико и Гийома Гийона-Летьера.
Читать PDF
239.59 кб

Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета

Филиппенко Ростислав Игоревич
Статья посвящена изучению вклада профессора Е. К. Редина в развитие Музея изящных искусств и древностей Харьковского университета.
Читать PDF
508.86 кб

Колыбель из Большого собрания изящных искусств ASG в контексте эволюции вида

Черепанова Анна
Статья рассказывает об истории развития, конструкции и типизации колыбелей. Она также является опытом анализа и атрибуции колыбели, находящейся в большом собрании изящных искусств ASG.
Читать PDF
856.07 кб

Брендинг культурного наследия на примере Большого собрания изящных искусств ASG

Татьяна Славкина
Статья посвящена историческим предпосылкам возникновения брендинга и использованию геральдических подходов в современном переосмыслении классического искусства.
Читать PDF
414.29 кб

«Продажа амуров». Наследие древнего Рима в большом собрании изящных искусств ASG

Манохина Анна
В статье рассказывается о древнегреческом мифе продажи Амуров, воспроизведенном на бюро большого собрания изящных искусств ASG, работ французских мастеров XIX века.
Читать PDF
387.09 кб

Коллекция фарфора и фаянса XVIII – xix вв. Из Большого собрания изящных искусств ASG

Булгакова Алина
Статья посвящена анализу коллекции фарфора и фаянса из большого собрания изящных искусств ASG, созданных на крупнейших европейских мануфактурах XVIII XIX в. Делфте, Мейсене и Севре.
Читать PDF
502.70 кб

Застежки, аграфы, пуговицы с модных полотен из Большого собрания изящных искусств ASG

Алина Ершова
«На шее Елены Николаевны сверкал рубиновый крестик, а платье наподобие пеплума из пунцового бархата было схвачено на левом плече рубиновым аграфом…». Таким описанием заканчивается рассказ Ивана Бунина «Ворон».