ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА
ансамбль искусств. В более узком значении термин определяет изобразительное искусство: живопись и скульптуру; но в действительности распространяется на музыку, хореографию и даже на поэзию. См. Искусство.

Источник: Философский словарь

ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА
фр. bеа ux-arts) — понятие, широко используемое в эстетике XVIII—XIX вв. для обозначения специфической сферы худож. творчества, в к-рой эстетический принцип в целом и принцип прекрасного в особенности играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности. Процесс выделения И. и. начался в эпоху позднего Возрождения. Историческое вычленение худож. начал происходит в результате осознания различий между ваянием и столярным мастерством, исключения из сферы иск-ва ремесел и науки, а также благодаря установлению близости между такими, казалось бы, отдаленными сферами культуры, как скульптура и поэзия. Для теоретического самоосознания худож. культурой своей специфической функции немалую роль сыграл трактат Ш. Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в к-ром объединены поэзия, музыка, живопись, красноречие, танец, скульптура, н архитектура на основании «подражания прекрасной природе», что вполне соответствовало принципам классицизма. Здесь есть красноречие, однако нет такого вида иск-ва, как декоративно-прикладное, к-рое начиная с эллинизма и вплоть до Гегеля попадало в сферу «механических» иск-в и не отвечало критериям изящного. Правда, в сер. XVIII в. англ. эстетик Хом писал, что «парковое искусство стало одним из изящных искусств». Концепцию И. и. детально разработал Кант, разделив т. наз. эстетические иск-ва (имеющие своей целью доставлять удовольствие) на те, к-рые существуют для удовольствия как такового, для приятного провождения времени (шутки, смех, сервировка стола, застольная музыка, забавная вещь, игры), и на И. и., к-рые содействуют «культуре способностей души для общения между людьми». Он полагал, что в отличие от ремесла предмет И.. и. должен казаться свободным от «всякой принудительности произвольных правил» и может прекрасно описать вещи, «которые в природе безобразны или отвратительны»; форма предмета И. и. соразмеряется с замыслом и дает возможность не ущемить свободу его полета. По Канту, есть три вида И. и.: 1) словесное иск-во (красноречие, поэзия); 2) изобразительное иск-во (пластики, состоящая из ваяния и зодчества, живопись, под к-рой подразумевается не только прекрасное изображение природы, но и иск-во изящной компоновки продуктов природы или декоративное растениеводство, а также украшения интерьера и человека; 3) иск-во игры ощущений (музыка, иск-во красоты). Гегель, исключивший из сферы И. и. мн. прикладные виды, тем не менее отнес к ней не только скульптуру, живопись, музыку, поэзию, но и архитектуру. Во второй половине XIX в. понятие «И. и.» то предельно сужается (пластические, изобразительные иск-ва), то относительно расширяется, включая в себя «изящную словесность», хореографию. музыку, проблема декоративно-прикладного искусства как изящного дискутируется. Для преодоления привычного взгляда на декоративно-прикладное иск-во как «низшее» по отношению к сфере И. и. немало сделали в Англии Моррис У., в Германии — Земпер, в России — Чернышевский. В XX в. сфера худож. деятельности расширяется за счет худож. фотографии (Фотоискусство), кино-и телевизионного иск-ва, народного творчества, новых зрелищных представлений и т. п. Нек-рые исследователи полагают поэтому, что худож. жизнь современности непохожа на классическое бытие И. и-, а значит, и понятие это устаревает (Татаркевич). Вместе с тем во всем мире продолжают существовать академии И. и. И там, где они утрачивают свою специфику, усиливается опасность обесценивания высокого иск-ва и размывания худож. ценностей в мире окружающих комфортных вещей и продуктов техники.

Источник: Эстетика: Словарь