(Deliverance, Deliverer). В. з. представление об избавлении включает безопасность (уе$йa,tesCt а) и спасение (peleta). Исайя сетует, что Израиль не доставил земле спасения (Ис 26:18), но авторы псалмов и исторических книг связывают безопасность народа с вмешательством Бога (Пс 17:51; 43:5; Суд 15:18; 4 Цар 5:1; 13:17; 1 Пар 11:14). Пророки тоже ожидали, что избавлять Израиль от бед будет божественная защита (Иоил 2:32; Авд 17). В НЗ под избавлением подразумевается спасение или освобождение от мучений (Евр 11:35) или плена (Лк 4:18).
Представление о личности избавителя в ВЗ естественным образом связано с основными словами, относящимися к избавлению, а также с глаголом nasal, крый в форме каузативного причастия, вероятно, означает, что избавитель " выхватывает" народ из рук врагов (Суд 18:28). ВНЗ "избавитель" тот, кто освободил (lyo) израильтян от египетского рабства (Деян 7:35) или избавит (rhyomai) народ от нечестия (Рим 11:26, где апостол воспроизводит Ис 59:20).
Безусловно, самый яркий пример избавления в истории Израиля когда при Моисее Бог спас свой народ от египетского рабства и привел в Синайскую пустыню (Исх 12:3114:31). Устрашающее уничижение могущественного Египта и заключенный вскоре Синайский завет показывают, какова тасвобода, крую даровал своему народу Бог. Память об избавлении от египетского рабства сохранилась в ежегодных пасхальных торжествах и у многих поколений летописцев и поэтов. В таких учительных произведениях, как "исторические псалмы" (напр., Пс 104106), соединяются черты исторического и поэтического повествования. Именно к этой традиции обращался Стефан, выступая перед синедрионом (Деян 7).
Освобождение из Египта стало прообразом всех последующих событий такого рода. История Израиля показывает, что Бог не освобождает человека или какоето множество людей только ради того, чтобы избавить их от затруднений или опасности. Тех, кого Бог освободил, Он не возвращает к прежней жизни; они получают свободу служить Ему и только Ему. Это одна из основ Синайского завета и неизменный принцип духовной жизни всего последующего времени.
Бог избавляет своих людей от самых разных несчастий и скорбей (ср. Пс 32:19; 33:7; 106:6,13,19). Обещано, что и саму тварь Он освободит от рабства тлению (Рим 8:21), обращая вспять действие закона энтропии. В Молитве Господней верующий призывает своего Отца на небесах избавить его "от лукавого " (Мф 6:13) (возможно, более точным было бы написание "от Лукавого"). Это представление об избавлении от греха и дел дьявола подчеркивает ап. Павел в Деян 16:31; Еф 2:8 и 1 Фес 1:10.
В ВЗ главный избавитель (евр. mosia, mepalle(, massil ; греч.rhyomenos, lytrotes) Бог. Он вступает со своим народом в завет, и это, вместе с обещанным приходом Мессии, ведет к окончательному искуплению мира, совершившемуся в час жертвенной голгофской смерти Христа. Избавитель дает спастись грешнику (Пс 39:14; ср. 1 Кор 10:13)и вмешивается, чтобы избавить свой народ от опасностей (Суд 2:16; 3:9; Ис43:12 и т. д.). Человеческие орудия спасения Израиля получают власть и силу от Бога (Ис 49:36).
В НЗ слово "избавитель" встречается только дважды так назван Моисей (Деян 7:35) и Избавитель, Который придет от Сиона (Рим 11:26). Однако главной темой НЗ остается божественный Избавитель. Когда речь идет о Нем, обычно используются синонимы, говорящие о той или иной стороне искупления и спасения, совершаемых Богом во Христе. Само слово "избавитель" применительно к Христу в НЗ не употребляется.
R.K. Harrison(пер. Д.Э.)
Библиография: RTUB, 6263; R.L.Harris, ????, II, 90.