(р. 26.11.1935) — спец. в обл. методол. истории филос, проблем филос. самосознания, концепт, проблем преподавания филос; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1958), асп. там же (1964). С 1958 — на преп. работе в вузах Магнитогорска, Рязани, Москвы. В наст. вр. — зав. кафедрой филос. Моск. академии тонкой хим. технологии. Канд. дисс. — «Развитие В. И. Лениным марксистского учения о закономерностях истории философии» (1964). Докт. дисс. — «Развитие В. И. Лениным диалектикоматериалистической концепции истины в работах дооктябрьского периода» (1986). В работах И. исследуются проблемы истины, филос. самосознания, специфики рус. филос. самосознания, соотношения филос. с наукой, искусством, религией, соц. назначения филос. знания. В развиваемой И. концепции филос. картина мира понимается как бесконечный в своем развитии абстрактный образ бытия, включающий в себя альтернативные идеи и принципы его истолкования и постижения. Филос. школы и направления рассматриваются как носители таких принципов (однако любая абсолютизация их представляется теоретически бесперспективной), филос. — как реализующаяся через становление своего самосознания, осознание самой себя, границ своей истинности и своих возможностей в этой формирующейся картине бытия. Спецификой филос. определяются основания ее собственного назначения в об-ве, а также возможности использования ее в полит, целях. И. проводит взгляд, согласно к-рому особое место в истории филос. занимает развитие рус. религ. самосознания как в его рационалистическом, так и религ.-нравств. выражении, обосновавшем несостоятельность филос. утилитарного рационализма. И. — исследователь творч. Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина. И. считает, что гл. идеей, составляющей сущность рус. класс, филос, стал вывод о неразрывном единстве разума и нравственности, о том, что красота и прочность бытийных оснований состоят в единстве разумных принципов жизни и их нравственной ценности для человека.
Соч.: А могло ли быть иначе? (В соавт.) // Вестник Высшей школы. 1988. № 8; Деидеологизация: возрождение духовности // Вестник Высшей школы. 1990. № 8; Специфика философского знания: философия в системе культурных ценностей. М., 1992; Становление русского философского сознания. (В соавт.). М., 1993; Пути русского философского самосознания. (В соавт.). М., 1994; Философские открытия Ф. М. Достоевского. М., 1995; Русская классическая философия. От Ф. М. Достоевского к И. А. Ильину. М., 1999; Философское самосознание. М., 2002; Проблема соотношения рационализма и иррационализма в русской философии XIX вв. // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (1620 сентября 2002 г.). Т. 2. Ростов н/Д., 2002; Философия и наука: общность поисков // Современная философия науки. Состояние и перспективы развития. М., 2003; Нравственные основания русской классической философии. М., 2003; Антиномии И. Канта в истории диалектики // Философия Канта (история и современность). (В соавт.). Омск, 2006; Философия науки. М., 2006. К вопросу об основных этапах эволюции философии науки. (В соавт.) //Актуальные проблемы эволюции философии науки. М., 2007.
ИВАНОВА Адель Алексеевна
ИВАНОВА Адель Алексеевна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009