ИВАНОВ Вячеслав Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИВАНОВ Вячеслав Григорьевич
Родился 11 ноября 1927 г. в д. Фалилеево Ленинградской области. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (1960), аспирантуру там же (1965). С 1960 г. ассистент в Ленинградском технологическом институте, с 1962 г. в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова. С 1972 г. проф. Ленинградской кафедры философии АН СССР. С 1979 заведующий кафедрой диалектического материализма философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, с 1987 г. проф. кафедры онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В 1974 г. в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова защитил докторскую диссертацию «Принцип детерминизма и физическое познание». Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Доказывает, что принцип детерминизма выполняет в науке роль нескольких методологических стандартов (идеала научности, нормы строгости научного описания, особой мировоззренческой установки), в каждом из которых он имеет свое особое содержание. Рассматривает мировоззрение как особую ментальную установку, опосредующую принятие решений в условиях неопределенности. Основная функция мировоззрения – оценочно-ориентировочная. Мировоззрение индивида включает стихийно складывающуюся установку, которая опирается на его личный опыт и на осознаваемое им кредо, сложившееся под влиянием общественного сознания. Индивидуальная установка может выступать как активная жизненная позиция, как потребительство или как скептицизм.
Основные публикации: Детерминизм в философии и физике. Л., 1974; Причинность и детерминизм. Л., 1974; Физика и мировоззрение. Л., 1975; Детерминация научного поиска. Л., 1978. В соавт.; Мировоззрение и активная жизненная позиция. Л., 1983. В соавт.; Диалектика становления научного миропонимания. (Человек, наука, природа). Л., 1986; Проблема мироздания в науке и культуре. Л., 1994. В соавт.; Основы онтологии. СПб., 1997. В соавт.; Науки о вселенной. История и методология науки. СПб., 2004; Введение в философию науки. М., 2005. В соавт.; Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. М., 2006. В соавт.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ИВАНОВ Вячеслав Григорьевич
(р. 11.11.1927) — спец. в обл. философии и методологии науки; д. филос. н., проф. Р. в д. Фалилеево Ленингр. обл. В 1960 закончил филос. ф-т ЛГУ, заочную асп. того же ф-та (1965). С 1960 работал асе. в Технологическом ин-те, а с 1962 — в ЛГУ. С 1972 проф. Ленингр. кафедры филос. АН СССР. С 1979 — зав. кафедрой диалектич. материализма филос. ф-та ЛГУ, а с 1987 по наст. вр. проф. кафедры онтологии и теории познания этого же ф-та СПбГУ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Докт. дисс. — «Принцип детерминизма и физическое познание» (1976). В своих работах И. доказывает, что принцип детерминизма выполняет в науке роль нескольких методол. стандартов — идеала научности, нормы строгости научного описания, особой мировоззренч. установки, — в каждом из к-рых он имеет свое особое содержание. Считает, что трудности, возникшие в понимании детерминизма как нормы строгости описания, не затронули других его сторон. В то же время рост опосредованности познания не оставляет надежд на элиминацию указанных трудностей. Мировоззрение рассматривается И. как особая, присущая только человеку, ментальная установка, опосредующая принятие решений в условиях неопределенности. Содержательно она включает в себя совокупность (систему) знаний и представлений, имеющих силу внутреннего убеждения, о мире и месте в нем человека. Осн. функция мировоззрения — оценочно-ориентировочная. Мировоззрение индивида включает стихийно складывающуюся установку, к-рая опирается на его личный опыт и на осознаваемое им кредо, сложившееся под влиянием обществ, сознания. Индивидуальная установка может выступать как активная жизненная позиция, как потребительство или как скептицизм. Важнейшей компонентой мировоззрения (наряду с самосознанием в форме партицинации и индивидуации) выступает мироздание. Это понятие выражает представление о мире, космосе человечества, обосновывает смысл жизни человека на земле и его истории, идеалы и цели его бытия, обусловленность соц. порядка и справедливости всем мировым порядком. Мироздание всегда связано с определенной человеческой общностью, культурой, ист. временем, без чего утрачивает свою мировоззренческую значимость. Доказывается, что через посредство роста науки происходит развертывание интеллектуального потенциала человечества, восхождение от константного отношения познаваемого и познающего как абсолютов к переменному, эмерджентному отношению между ними как переменными величинами.
Соч.: Детерминизм в философии и физике. Л., 1974; Причинность и детерминизм. Л., 1974; Физика и мировоззрение. Л., 1975; Детерминация научного поиска. (В соавт.). Л., 1978.; Мировоззре ние и активная жизненная позиция. (В соавт.). Л., 1983.; Диалектика становления научного миропонимания. (Человек, наука, природа). Л., 1986; Проблема мироздания в науке и культуре. (В соавт.). Л., 1994.; Основы онтологии. (В соавт.). СПб., 1997; Науки о вселенной. История и методология науки. СПб., 2004; Введение в философию науки. (В соавт.). М., 2005.; Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. (В соавт.). М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009