ИВАНОВ Дмитрий Валерьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИВАНОВ Дмитрий Валерьевич
(р. 19.4.1976) — спец. по онтологии и теории познания; к. филос. н. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1999), асп. того же ф-та (2001). С 2000 - мл. н. с, а затем н. с. кафедры онтологии и теории познания филос. ф-та МГУ, с 2005 — ст. преп. этой кафедры. В 2006-07 стажировался в Центральном Европейском университете (Будапешт). Канд. дисс. — «Значение как объект гносеологического исследования». Обл. науч. интересов: филос. языка и филос. сознания. В своих работах И. комбинирует методологию аналитической философии с методами, выработанными в континентальной философии. В обл. филос. языка, апеллируя к идеям Д. Деннета, И. показал, что рассмотрение языка как интенциональной системы позволяет решить ряд традиционных семантических проблем. Осн. предмет исследования в обл. филос. сознания — природа квалитативного феноменального сознания. По мнению И., исследование качественных аспектов сознания должно учитывать не только т. зр. субъекта опыта, т. е. перспективу первого лица, но и тот факт, что субъективный сознательный опыт оформляется языком, что делает этот опыт доступным для иссл. с позиции стороннего наблюдателя, из перспективы третьего лица. Используя подход, обозначенный как лингвистическая феноменология, И. демонстрирует, что парадоксальная природа квалитативного сознания заключается в том, что хотя оно и не редуцируемо к нейрофизиологическим процессам, оно тем не менее не мыслимо без тела. В наст, вр., примыкая к философам, придерживающимся пессимистических взглядов на возможность научного объяснения квалитативного сознания, И. пытается выявить, что препятствует нахождению такого объяснения.
Соч.: Гуманизм и парадоксы демократии // Государственная служба. 2000. № 1 (7); Речевые акты, письмо, «говорящие надписи» (Проблема субъективности) // Язык и искусство: Динамический авангард наших дней. М., 2002; Перспектива логико-лингвистического анализа ментальных состояний // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2003. № 2; Три аргумента современной аналитической философии сознания // Аспекты. Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. И. М., 2003; Серл и Деннет о проблеме интенциональности // Аспекты. Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. III. M., 2004; Дуализм и qualia // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006. № 2. Проблема сознания и философия Витгенштейна // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2007. № 2.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

ИВАНОВ Дмитрий Валерьевич
Родился 19 апреля 1976 г. в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного уни верситета им. М.В. Ломоносова (1999), аспирантуру там же (2001). С 2000 г. м.н.с., н.с. с 2005 г. ст. преп. кафедры онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 2006-2007 гг. стажировался в Центральном Европейском университете (Будапешт). С 2011 г. н.с., с 2013 г. ст.н.с. Института философии РАН. В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию «Значение как объект гносеологического исследования». Область научных интересов: философия языка и философия сознания. В своих работах комбинирует методологию аналитической философии с методами, выработанными в континентальной философии. Показал, что рассмотрение языка как интенциональной системы позволяет решить ряд традиционных семантических проблем. Основной предмет исследования в области философии сознания – природа квалитативного феноменального сознания. Считает, что исследование качественных аспектов сознания должно учитывать не только точку зрения субъекта опыта, т. е. перспективу первого лица, но и тот факт, что субъективный сознательный опыт оформляется языком, что делает этот опыт доступным для исследования с позиции стороннего наблюдателя, из перспективы третьего лица. Используя подход, обозначенный как лингвистическая феноменология, демонстрирует, что парадоксальная природа квалитативного сознания заключается в том, что хотя оно и не редуцируемо к нейрофизиологическим процессам, оно тем не менее не мыслимо без тела.
Основные публикации: Речевые акты, письмо, «говорящие надписи» (Проблема субъективности) // Язык и искусство. 2002; Перспектива логико-лингвистического анализа ментальных состояний // Вестник МГУ. Философия. 2003. № 2; Три аргумента современной аналитической философии сознания // Аспекты. Вып. II. М., 2003; Серл и Деннет о проблеме интенциональности // Там же. Вып. III. М., 2004; Дуализм и qualia // Вестник МГУ. Философия. 2006. № 2. Проблема сознания и философия Витгенштейна // Там же. 2007. № 2; Сознание как объект метафизических исследований // Вопросы философии. 2009. № 2; Функционализм: метафизика без онтологии // Эпистемология и философия науки. 2010. № 2; Функционализм и инверсия спектра // Там же. 2011. № 3; Онтологический статус интенциональных объектов // Релятивизм, плюрализм, критицизм. М., 2012; Дуализм в современной философии сознания // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Ч. 1. М., 2013.

Источник: Философы современной России. 2015 г.