ИВАНОВ Андрей Владимирович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИВАНОВ Андрей Владимирович
Родился 29 января 1958 в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного университета им М.В. Ломоносова (1984). С 1985 г. ассистент, ст. препод., с 1992 г. доц. кафедры онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. С 2000 г. проф. Алтайского государственного университета. В 1989 г. в Московском государственном университете им М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию «Соотношение индивидуального и исторического развития мышления». В 1999 г. защитил докторскую диссертацию «Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурносинтетический потенциал».
Основные публикации: Сознание и мышление. М., 1994; Пути противостояния современному иррационализму // Вестник МГУ. Философия. 2000. № 6; К проблеме онтологического статуса явлений сознания // Там же. 2002. № 2; Университетские лекции по метафизике. М., 2004. в соавт.; Евразийские ценности позднего Пушкина // Вестник МГУ. Философия. 2006. № 5; Идея всеединства в русской и индийской философии конца XIX века // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-2; Евразийская идея и её современные критики // Евразийство. 2014. № 7. В соавт.; Принадлежат ли русская культура и философия к европейскому культурному пространству? // Вестник Новосибирского университета. Философия. 2014. № 1.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ИВАНОВ Андрей Владимирович
(р. 29.1.1958) — спец. по теории познания и филос. культурологии; д. филос. н., проф. Р. в Москве/Окончил филос. ф-т МГУ (1984). В 1985-2000 работал на филос. ф-те МГУ, с 1992 - доц. В 2000 пере ехал на работу в Алтайский край. В наст, вр. — проф. Алтайского гос. аграрного ун-та (Барнаул). Докт. дисс. — «Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурносинтетический потенциал» (1998). Был зам. гл. ред. ж. «Вестник МГУ. Сер. 7. "Философия»», зам. гл. ред. словаря «Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды» (М., 1993; 2-е изд. — М., 1995); член ред. совета III изд. этого словаря (1999). Вице-президент обществ, культурно-экол. фонда «Алтай — 21 век». В работах И. систематически развивается софиологическое направление рус. «метафизики всеединства». Дается совр. филос. интерпретация и науч. экспликация идеи Софии как многоуровневой материально-идеальной (или энерго-информац.) субстанции, лежащей в основе возникновения многообразных жизненных форм в Космосе и обеспечивающей их информац. упорядоченность и взаимодействие (со-знание). Разрабатывается онтол. учение о сознании человека как органической и конструктивной части единой софийной реальности, представляющей собой не только опосредованную физ. действием и техн. устройствами, но и непосредственную эволюционную силу в Космосе, способную к безграничному совершенствованию. Софийная онтология сознания дополняется выделением его гносеол. структуры, включающей 4 сферы (телесно-перцептивную, эмоционально-аффективную, логико-понятийную и ценностную) и 3 уровня (бессознательный, сознательный, сверхсознательный). Обосновывается идея, что важнейшим органом жизнедеятельности сознания, интегрирующим все его уровни и сферы, а также выступающим носителем глубинного «Я» личности, является сердце с такой присущей ему познавательной способностью, как разум сердца (или сердечное ведение). В культурологическом плане И. доказывает взаимодополнительность важнейших сфер дух. творч. (дух. культуры) человека (религии, науки, филос, мистики и искусства), поскольку они основываются на деятельности разл. познавательных способностей сознания и потому несводимы друг к другу. Вместе с тем формулируется ряд эвристических принципов, позволяющих разл. сферам дух. культуры вести продуктивный и взаимообогащающий диалог и тем самым образовывать соборное единство Духа. Рассматривая в историософском аспекте отношения между культурно-географическими мирами Востока, Запада и России-Евразии, И. видит их различия в специфике временного существования (примат, соответственно, природно-телесного, соц. и дух.-космического времени) и отсюда объясняет закономерную смену их ист. лидерства. Специфика культурно-ист. бытия России в доминирующем дух.-космич. времени — времени личного совершенствования и соборного преобразования мира на дух.-нравств. основе — является важнейшей онтол. предпосылкой ее цивилизац. лидерства в XXI в., к-рое будет связано с переходом от техногеннопотребительской, олицетворяемой странами Запада, к дух.-экол. (или ноосферной) цивилизации. В этом плане обосновывается тезис о наличии на территории России-Евразии уникальных биосферно-ноосферных регионов, обладающих необходимым природно-культурным потенциалом для стратегического дух.-экол. цивилизац. прорыва. Обращаясь ко всемирной истории, И. доказывает, что в ней существует основная — духовная — линия, к-рая никогда не прерывалась и всегда вела человечество вперед вопреки ужасам и хаосу «кровавой» истории человечества — истории войн, завоеваний и полит, переворотов. В монографии «Скрижали метаистории», написанной совместно с И. В. Фотиевой и М. Ю. Шишиным, показано, что все вехи дух. истории воплощают жизни и деяния великих творцов и подвижников — таких как грек Перикл и индийский царь Ашока, китайский поэт Ду Фу и гений исламского мира Авиценна, русские святые Сергий Радонежский и Максим Грек, деятели культуры XX в. Э. Фромм и П. А. Флоренский, А. Швейцер и Н. Рерих. Цепь таких великих личностей, несмотря на их принадлежность к различным эпохам и культурам, образует непрерывную линию духовной преемственности в истории человечества, а эпохи культурных взлетов, у истоков к-рых они стояли, задают идеалы жизни и творчества для последующих поколений. С торжеством идей и целей духовной истории человечества, с подключением все больших масс людей к сознательному культурно-ист. творчеству, И. связывает надежды на преодоление глобального кризиса совр. мира.
Соч.: О свободе определения и об определении свободы // ФН. 1990. №11; Философская судьба Э. Кассирера // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1990. № 2; Социально-правовой Космос России: суждено ли сбыться мечте // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1992. № 2; Уровни русского самосознания// Вестник МГУ. Сер. 12. «Социально-политические исследования». 1993. № 6; Запад—Россия—Восток (сравнительнотипологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентации). М., 1993; Четвертая печать. Эскизы к феноменологии русского духа. (В соавт.). Тверь, 1993; Сознание и мышление. М., 1994; На пороге III тысячелетия // Москва. 1994. № 2; Принципы формирования культурного Космоса // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1994. № 2; статьи: Андреев Д., Блаватская Е. П., Данилевский Н. Я., Новгородцев П. И. (Ч. 2), Победоносцев К. П., Потебня А. А., Рерих Н. К., Розанов В. В. (Ч. 1), Солоневич И. Л., Сорокин П. А. (совм. с Алексеевым П. В.), Федоров Н. Ф. (совм. с Алексеевым П. В.), Флоренский П. А. (Ч. 2.), Щербатской Ф. И., Юркевич П. Д. // Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. 3-е изд. М., 1995; Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1996. № 2; Эпоха софийного мыслетворчества: сущность и перспективы становления // Дельфис. 1997. № 3; Уникальные биосферные регионы как стратегический ресурс России-Евразии (на примере Горного Алтая) // Проблемы региональной экологии. 1997. № 3; Ноосферная цивилизация: сущность и закономерности становления. (В соавт.) // Россия Азиатская. 1998. № 2; Время великого размежевания: от техногеннопотребительской к духовно-экологической цивилизации. (В соавт.) // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1999. № 6; Пути противостояния современному иррационализму // Там же. 2000. № 6; Мир сознания. Барнаул, 2000; Духовноэкологическая цивилизация: устои и перспективы. (В соавт.). Барнаул, 2001; Как возможна объективная теория познания? // Философия сознания: история и современность. М., 2003; Университетские лекции по метафизике. (В соавт.). М., 2004; Онтология и теория познания. Учебник. (В соавт.). М., 2005; Пути интеграции мирового образования: унификация или диверсификация? // Филос. образования. 2005 № 3; Над обломками русского западничества // Философия хозяйства. 2006. № 1 (43); Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. (В соавт.). Барнаул, 2006; Евразийские ценности позднего Пушкина // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006. № 5.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009