(Judaizers).
Неевреи, перенимающие те или иные религиозные традиции и обряды иудаизма. Греч, слово ioudaizo встречается в НЗ единственный раз (" принуждаешь жить поИудейски", Гал 2:14): ап. Павел рассказывает о своем споре в Антиохии с ап. Петром, когда ап. Петр отказался от совместной трапезы с неевреями из местной церкви. Настаивая на социальной разделенности, ап. Петр фактически внушал христианамнеевреям: "Пока вы не примете еврейские пищевые предписания и еврейский образ жизни, мы не сможем быть братьями". Т.о., ап. Петр стремился "иудаизировать" неевреев.
Однако Христос уже внес изменения вв. з. установленияо "чистом" и "нечистом" (Мк 7:123; ср. Лев 11; Втор 14). Навязывание строгих еврейских законов неевреям означало бы, что вера христианнеевреев хуже, ущербней, чем вера иудеохристиан, и что к вере во Христа следует добавить чтото еще (ср. Деян 15:1,5). Будучи "апостолом язычников" (Рим 11:13), Павел противился иудаизации, края искажала идею спасения по благодати, разделяла тело Церкви и способствовала созданию двух отдельных образований еврейской и нееврейской.
В ВЗ есть одно упоминание об " иудаизации": в Есф 8:17, где от евр. слова yehiidi(" еврей ")образован глагол породы "хитпаель" mityahadim ("становиться евреем", "исповедоватьсебя евреем"). Глагол относится к персидским неевреям, крые стали вести еврейский образ жизни изза страха перед декретом Еефири, разрешавшим евреям отомстить своим врагам (Есф 8:13). В Септ, глагол переведен как ioudaizo, с добавлением, что такие неевреи приняли обрезание, т.е. обратились в иудаизм. В этом случае, однако, они обращались только ради того, чтобы спасти себе жизнь.
M.R. Wilson (пер.Ю.Т.) Библиография: F.F. Bruce,The Epistle to the Galatians; EJ, X, 398402; F.V. Filson,IDB, II, 10056; E.F.Harrison,ISBE (rev.),II,1150; C. Moore,Esther, 8182; W. Gutbrod,TDNT, III, 383.