возник, как реакция на неудавшуюся итальянскую рабочую революцию в сентябре 1920 года. После того как буржуазия была спасена от социального переворота, благодаря предательской политике реформистов, затормозивших движение и вошедших 15 сентября в соглашение с премьер-министром Джиолитти, она воспрянула духом. Опираясь на разочарование, охватившее рабочие массы от неудачно завершившейся революции, итальянская буржуазия перешла в контр-наступление, организовав многочисленные отряды, состоявшие из белого офицерства, буржуазной молодежи и люмпен-пролетарских элементов, с помощью которых закрепила победу контр-революции в Италии и подвергнула итальянский пролетариат массовому террору. Эти отряды, организованные, главным образом, ренегатом социализма Муссолини, стали оплотом движения, получившего название фашизма (итальянское слово fascio означает - группа, союз). Фашизм окончательно закрепился в Италии в 1922 году, когда во главе правительства стал его главный вождь - Муссолини, поправший принципы буржуазной демократии и введший по всей стране бонапартистские методы управления.
Опыт фашизма в Италии не остался изолированным. По примеру Италии - в Германии, Испании, Юго-Славии, Польше, Венгрии и др. странах возникло сильное фашистское движение, ознаменовавшееся целым рядом вооруженных выступлений и попыток государственного переворота.
Тов. Троцкий в своей речи: "К вопросу о перспективе мирового развития", произнесенной 25 июля 1924 г. (см. "Правду" N 176 от 5 августа 1924 г.), дает следующую социальную характеристику фашизма:
"Фашизм есть та боевая группировка сил, которую выдвигает угрожаемое буржуазное общество для отпора пролетариату в гражданской войне. Когда демократическо-парламентарный государственный аппарат запутывается в собственных внутренних противоречиях, когда буржуазная легальность связывает саму буржуазию, тогда последняя приводит в движение наиболее боевые элементы, которыми может располагать, освобождает их от уз легальности, обязывает их действовать всеми мерами истребления и устрашения. Стало быть, фашизм есть состояние гражданской войны на стороне буржуазии, как мы имели группировку сил и организаций для вооруженного восстания в эпоху гражданской войны на стороне пролетариата. Этим самым мы говорим, что фашизм не может быть длительным, так сказать, "нормальным" состоянием буржуазного общества, как и состояние вооруженного восстания не может быть постоянным, нормальным состоянием пролетариата. Либо восстание с одной стороны фашизм - с другой, приводят к поражению пролетариата - тогда буржуазия восстанавливает постепенно свой "нормальный" государственный аппарат; либо же побеждает пролетариат, - и тогда, конечно, фашизму тоже нет места, но уже по другим причинам". /Т. 12/