ИСУПОВ Константин Глебович

Найдено 1 определение
ИСУПОВ Константин Глебович
Родился 2 ноября 1946 г. Окончил филологический факультет Донецкого государственного университета (1970). С 1990 г. проф. кафедры эстетики и этики Ленинградского государственного педагогического института (с 1992 – РГПУ) им. А.И. Герцена. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию «Игра в литературном творчестве и произведении». В 1995 г. защитил докторскую диссертацию «Русская эстетика истории». Составитель, автор вступительных статей и комментариев томов серии «Русский путь»: «П.А. Флоренский: pro et contra» (1996; 2-е изд. 2001), «Москва - Петербург: pro et contra» (2000), «Л.Н. Толстой: pro et contra» (2000), «М.М. Бахтин: proet contra» (в 2-х тт. 2001). Общее направление исследований И. — история и теория мировой литературы, история философии и культуры, эстетика, судьбы русской философско-религиозной мысли. Слово «история» И. трактует не в смысле имени науки о прошлом, а в значении «исторический процесс», «былое». Для русской культуры органична точка зрения, согласно которой прошедшее и современность воспринимаются как художественное произведение. И. считает, что взгляд на историю как эстетический артефакт далеко не всегда приводит к эстетизму и эстетизованному пассеизму. Видение прошлого как человеческого зодчества жизни придает истории качество структурированного единства. Она перестает восприниматься как нечто отдельное от сегодняшнего дня, меняется, углубляет свои смысловые конфигурации. Жесткие каузальные связи времен уступают место свободному диалогу с вечно живым прошлым,— а только на этом пути, полагает И., возможна философскоисторическая телеология, может решаться проблема смысла истории, которая может быть понята и описана как органическая целостность, «текст». Восприятие и оценка прошлого как эстетического артефакта образует, по мнению И., сложную совокупность аспектов, охватывает практически все области культурного и бытового жизнетворчества. Доверие к реальности сменяется конструированием альтернативных действительностей в сферах идеологии и искусства. «Эстетика истории» трактуется И. как описание истории и ее смысла в эстетических категориях (эстетич. историография). Национальным свойством русского исторического сознания становится восприятие прошлого как художественного произведения, а его творцов — как художников. Отечественная эстетика истории настаивает на мысли о том, что буду щее принадлежит «человечеству художников» (Герцен).
Основные публикации: История эстетической мысли. СПб., 2000; Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура Серебряного века. СПб., 2010; Русская философская культура. СПб., 2010; Археография философской культуры // Вопросы философии. 2012. № 1; Эстетика Ф.А. Степуна // Там же. 2012. № 10; Два века в тени Искандера // Вопросы литературы. 2012. № 6; Теологема «Москва – третий Рим» в свете исторической аксиологии // Формирование единого Русского государства. СПБ., 2014; Русская философия в стадии молчания // Вестник РХГА. 2014. № 1.

Источник: Философы современной России. 2015 г.