важное среди основных обоснований реальности божества в теизме. Один из авторов исторического аргумента о Боге, Р. Декарт, указывал на распространенность понятия Бога у древних и современных народов. Какими бы именами люди не называли Бога, идея Бога тем не менее имела примерно одно и то же мыслимое содержание для всех племен, народов и наций. Отсюда заключалось, что понятие Бога непреходяще, а общая идея Бога не зависит от историко-культурных особенностей жизни людей. Эта идея дана человечеству свыше, извне, имеет божественное происхождение. Противники исторического доказательства возражали: а) возможно, был и нерелигиозный период эволюции человечества, чему можно подобрать свидетельства в сочинениях ряда историков и археологов; б) простой народ, говорил П. Гольбах, верит не только в Бога, но и в привидения, призраки: следует ли отсюда, что и они существуют? Эти контраргументы не поддаются полному опровержению, ослабляют убедительность исторического доказательства.
Психологическое доказательство имеет множество вариантов. Среди них можно выделить такие основные версии: а) вера в Бога и обращение к Нему благотворно влияют на поведение и здоровье людей, вызволяют из критических ситуаций; следовательно, Бог - реальная и высшая сила; б) все люди несовершенны, а потому не могли сами, своим воображением, произвести идею о всесовершенном Боге; следовательно, эта идея дана людям Богом, и ее разделяют не только неграмотные люди, но также высокообразованные интеллектуалы.
Против этих доказательств традиционно выдвигают такие доводы: а) самовнушение помогает исцелению: чем сильнее веришь в собственное выздоровление, тем выше вероятность реального исцеления; б) люди способны при помощи абстрактного мышления производить предельные идеализации ("абсолютно упругое тело", "математическая точка" и т. д.), и понятие совершенного существа в данном случае не должно рассматриваться как исключение. Это серьезные доводы. Среди же забавных атеистических возражений часто встречается следующее утверждение: идея Бога возникла из-за невежества, в Бога веруют малограмотные люди; приобретая научное знание и культурно совершенствуясь, люди освобождаются от идеи Бога. Данное возражение легко отводится, например, указаниями на биографии научных гениев - большинство первопроходцев в науке были глубоко верующими в Бога людьми.
Д. В. Пивоваров