История русской философской мысли
История русской философской мысли
Русская философская мысль на переломе ХIХ-ХХ вв. — вершина развития отечественной философии, время Владимира Соловьева и эпоха религиозно-философского ренессанса. Однако не следует забывать тысячелетнюю историю ее развития. Как немыслимо, скажем, в области литературы все внимание сосредоточивать только на Пушкине, Толстом или Достоевском и их времени, так неправомерно рассматривать наиболее ярких философов серебряного века вне их связи с предшествовавшей традицией. То, что стало хорошей школой в истории отечественной философии, а именно — рассмотрение всего литературного процесса от древнерусских и византийских основ, должно стать нормой в истории философии — изучение философского процесса с самых ранних форм, в максимальной полноте охвата и предельно адекватно подлинному бытованию мысли в разнообразии жанров, интенций, способов выражения, объективизации идейного содержания в разнообразии памятников культуры.
Необходимо учитывать типологические черты русской мысли, особенно допетровского ее периода, когда она, подобно всей культуре Древней Руси, эволюционировала не синхронно западноевропейской, но в опосредованной связи с ней. Близкая тематика, общие способы осмысления сугубо философских проблем, синхронизация в динамике развития придут в Новое время. До этого, не зная готического, ренессансного, реформационного этапов, русская мысль развивалась по самобытной, особенной линии самореализации. Нельзя, однако, рассматривать процесс существования и эволюции отечественной философии в изоляции от европейской и мировой. Необходимо найти тонко сбалансированный подход, учитывающий общезначимый и особенный аспекты в оценке русской мысли, не впадая в крайности, односторонности подходов.
Примером такого сбалансированного подхода может служить изучение русской живописи, когда допетровский период считается не "предысторией", а начальным, зрелым, полноценным этапом всего ее исторического бытия. Сложившаяся на основе местных традиций, воспринявшая высокие образцы византийского искусства, достигшая высокого уровня еще в домонгольский период, отечественная живопись продолжила собственную творческую эволюцию не синхронно с византийской или западной, но обретая собственный самобытный путь. Сейчас никто, кроме закоренелых скептиков, не решится отрицать мировое значение древнерусской живописи, развивавшейся по иным канонам, нежели ренессансная европейская. Высокий авторитет русской иконописи объясняется не только использованием ярких красок, изысканной композиции, иными эстетическими достоинствами, но прежде всего глубоким богословским и философским ее уровнем, когда насыщенное идейное содержание выражается пластическими визуальными средствами.
Споры по поводу значимости, состоятельности, самого бытования русской мысли могут, быть бесконечными. И решаться они должны не на уровне отвлеченных дискуссий, но на основе тщательного анализа подлинных источников, продуманной методологии их анализа, с учетом местного своеобразия и при включении в европейский и мировой контекст.
Источник: История философии Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья)