ИСТОРИЯ И КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Найдено 1 определение
ИСТОРИЯ И КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
(«Geschichte und KlassenbewuBtsein», 1923) — книга венг. философа ДЛукача, в к-рую вошли статьи 1919-1922 (две статьи написаны специально для сборника). Книга представляет собой попытку философского осмысления революционных событий того времени, активным участником к-рых был и сам Лукач. Воззрения молодого Лукача формировались под воздействием ВДильтея, Г.Зиммеля, М.Вебера, а также Г.В.Ф.Гегеля, отталкиваясь от к-рого, он прочитал К.Маркса.
В поисках выхода из состояния «абсолютной греховности» (И.Г.Фихте) современного ему общества Лукач увлекся Ф.М.Достоевским, работая над творчеством к-рого, он в 1914—1915 написал книгу «Теория романа» («Die Theorie des Romans», изд. в 1920). У Достоевского, как и у Л.Н.Толстого, считал Лукач, указан выход из этого состояния; это — всепрощающая любовь, к-рая только и может вернуть людей на путь истинный. Этим определялось отношение Лукача к Октябрьской революции в России как к конкретному воплощению мессианского «страшного суда» над буржуазным обществом, грандиозному и спасительному перевороту в современной культуре. Пролетарская революция была воспринята Лукачем как посредница между сущим и должным. Статьи 1918 имеют четкую этическую направленность, о чем свидетельствуют уже их названия: «Большевизм как моральная проблема», «Роль морали в коммунистическом производстве» и др.; в 1919 вышла его работа «Тактика и этика».
В них с моральной т.з. обсуждаются проблемы демократии. Демократия выступает как цель, и ей должна быть подчинена диктатура.
В новом обществе, по Лукачу, будет покончено с классовыми различиями, людей будет сплачивать взаимная любовь и взаимопонимание. Путем воспитания надо сделать людей ближе друг к другу. Классовая мораль подготовит пролетариат к переходу в «царство свободы»; от жертвенности, моральной непоколебимости пролетариата зависит направление всего общественного развития. Классовая борьба пролетариата предстает как средство освобождения человечества, и любые компромиссы здесь неуместны.
В связи с появлением статьи В.ИЛенина «Великий почин» Лукач пишет статью «О моральной миссии коммунизма», в к-рой описываемые ростки нового отношения к труду рассматривает как начало морального изменения людей. «И. и к.с.» стала логическим продолжением взглядов молодого Лукача, проникнутых предчувствием неминуемой катастрофы.
В «И. и к.с.» дается интерпретация марксизма как философии отчуждения. Этические проблемы рассматриваются в ней в связи с проблемой отчуждения и мессианско-утопически трактуемой ролью пролетариата. Позже Лукач назовет свое творчество этого времени «путем к Марксу». Центральным моментом критики капитализма выступает критика отчуждения.
В мире капитала человек является основой овеществленных отношений, ибо за отношениями вешей стоят отношения людей. Хотя все исторические процессы имеют в качестве последнего основания человека, буржуазное веще-ориентированное сознание не понимает человека как социально-деятельное существо. Оно выдвигает принцип индивида. Но, по Лукачу, не индивид, а только класс способен к постижению истории и тотальному изменению действительности. Лукач резко выступает против этического социализма, в к-ром человек рассматривается изолированно, как нечто пассивное. Пролетариат как субъект истории, как субьект общественного познания одним ударом разрешает дилемму: или фатализм чистых закономерностей, или этика чистых отношений. Выступая против овеществленного сознания буржуазии, пролетариат противодействует и влиянию буржуазии на свое собственное сознание. Только избавившись от связанных с этим предрассудков, пролетариат сможет одержать победу над буржуазией.
В этом ему может помочь коммунистическая партия, к-рая у Лукача выступает как олицетворение этики борющегося пролетариата. Успех революции зависит от идейно-нравственной зрелости пролетариата и его партии. На пути к царству свободы индивид должен отказаться от личной свободы и подчинить ее общей воле. «И. и к.с.» вошла в историю философии как работа, предвосхитившая проблемы, поставленные позднее в экзистенциализме. Лит.: Lukacs G. Geschichte und KlassenbewuBtsein // Fnihschriften II. В. 2. Neuwied-Berlin: Juchtenhand, 1968; Бессонов.Б.И., Нарский И.С. Дьердь Лукач. М.: Мысль,1989. М.А.Хевеши

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001