ИСТОРИЯ АКСИОЛОГИИ: ОТ ПЛАТОНА ДО КАНТА

Найдено 1 определение
ИСТОРИЯ АКСИОЛОГИИ: ОТ ПЛАТОНА ДО КАНТА
Аксиология как особая философская дисциплина возникла в XIX в., но осмысление ценностно-оценочных феноменов началась еще в античности Аксиологическая тематика существовала в смысловом поле европейской культуры задолго до того, как П. Лапи (1902) придумал слово «аксиология». Для новоевропейской философии и науки характерна уже демаркация между ценностными и предметными свойствами окружающего мира, между познанием и оценкой. Неразличенность элементов предметного и ценностного, свойственная античному и средневековому мышлению, вырастала из холистской установки на восприятие мира как органической целостности, в которой части связаны между собой гармоническим единством. Грандиозность мира, космоса не заслоняла перед греческими мыслителями таких важных его качеств, как упорядоченность, красота, гармония. Гармония – интегральное свойство совершенной организации материального мира. Элементами гармонии выступают ритм, симметрия, пропорция, а те области, где они встречаются, имеют прямое отношение к ценностным качествам бытия, к «согласному звучанию» их отдельных элементов. Гармоничность, одновременно присущая и природным предметам, и художественным вещам, вполне логично наводит на мысль об их общем происхождении. К примеру, Аристотель рассматривает природу как произведение искусства, вышедшее из рук Творца. Природа – это творчески сконструированный организм.
В исходных онтологических посылках античной и средневековой философии глубоко укоренен аксиологический аспект, связанный с космоцентристским и теоцентристским мировоззрением. Две эти эпохи напрямую связывают онтологию и аксиологию, но и последующие сохраняют подспудное влияние этой установки, в частности, идею превосходства природного мира, созданного богом, над миром культуры, произведенным усилиями человека. Структурные качества вселенной – еще один очень важный онтологический элемент античного и христианского мировоззрения, несущий в себе ясно выраженный аксиологический оттенок. Досократики и сократические школы почти единодушно утверждают, что все природные начала в космосе иерархически упорядочены: земля, вода, воздух, огонь представляют собой стихии, расположенные так, что каждая последующая возвышается над предыдущей. Мир строится по вертикали, он организован сверху вниз. Таким образом, легко определяется относительная ценность всего существующего: что занимает более высокий слой бытия, то более ценно. Платон, отделив мир идей от мира вещей, построил иерархическую систему, где вечный высший божественный слой бытия определяет низший материальный слой, временно существующих предметов и существ. Гносеологические идеи Платона оказали значительное влияние на развитие современных аксиологических концепций. С одной стороны, Платон человеческие эмоции сделал ответственными за стремление к истине и, следовательно, к потустороннему высшему миру идей, замыкающему пирамиду слоев бытия. А с другой – мы обнаруживаем весьма странное сочетание мыслей Платона о роли эмоций: они и сродни эросу – космическому началу, влекущему человеческую душу к занебесной обители истины, и в то же самое время они – прочные сети, привязывающие к иллюзорному земному миру. Именно в философии Платона складывается оппозиция рационального и эмоционального. Большинство людей подвержены страхам, удовольствиям, страстям, скорбям и потому они не свободны, их глаза отвращены от истины. Лишь философы, благодаря разуму ведут добродетельную истинную жизнь. Они умеренны, т. е. знают, как обуздывать страсти. Они храбры, т. е. знают, как преодолевать опасности, и справедливы, ибо знают, как соблюдать законы.
С поправкой на теоцентризм принцип иерархической организации сущего принимается средневековым мировоззрением. Абсолютная ценность – высшая точка пирамиды бытия – Бог. Дальнейшее развитие европейской философии демонстрирует избирательное отношение к противоречивым аспектам платоновского понимания эмоций. Для христианства внутренние чувства, эмоции играют важнейшую роль в ценностном отношении человека к миру, а такие религиозные чувства, как Вера, Надежда и Любовь, сами являют собой духовные ценности. В ценностном отношении заложено стремление к превращению объектно-субъектного отношения в субъектно-субъектное. Мир, поляризованный рациональной сферой на противоположные моменты познавательной деятельности, в эмоционально-оценочном постижении становится единым и нерасторжимым целым. Именно новоевропейской философии и науке удалось сделать шаг вперед на пути рождения аксиологии как особой философской дисциплины. Этому обстоятельству, как ни странно, способствовало формирование механицистского мировоззрения, которое обязывало очищать научное познание природы от аксиологических наслоений.
Целая плеяда мыслителей Нового времени стремилась лишить природу ценностных качеств, превратить оценочную деятельность в чисто субъективный акт. Особую роль в этом сыграл Р. Декарт с его жестким обособлением человека от остального мира, построенного по объективным законам. Внутренние ценностные свойства природы были поставлены под сомнение, живописные образы природы, наполненные нравственным назидательным смыслом, сменяются геометрическими фигурами и математическими формулами. Так, Б. Спиноза утверждает, что понятия добра и зла, порядка и беспорядка, красоты и безобразия появляются вследствие человеческого произвола, склонности людей рассматривать окружающий мир через призму его полезности. Генеральная линия новой эпохи заключалась в том, что разум не должен быть помутнен или искажен человеческими страстями и интересами. Для Б. Спинозы эмоциональная сфера сознания, т. е. «страсти души», «аффекты», способны дать лишь смутные идеи, а бессилие в укрощении и ограничении аффектов порождает рабство. Тем самым был обозначен водораздел между предметными и ценностными феноменами действительности, между тем, что познается и что оценивается, между интеллектуальным и эмоциональным восприятием мира. Вся аксиологическая проблематика была воспринята классическим естествознанием и философией Нового времени негативно. Фактически она была отброшена как рухлядь платоновско-аристотелевской метафизики, как догмы христианских доктрин. Понадобился гений И. Канта, чтобы восстановить в философских правах положения, касающиеся ценностей, ценностного сознания, чувств удовольствия и неудовольствия. Для Канта ценности – не результат произвольного оценивания со стороны индивида, а регулятивный принцип его деятельности, имеющий необходимый и всеобщий характер. Для того, чтобы понять, как приходит Кант к такому выводу, нужно учесть, что он противопоставляет сферу нравственности, как сферу свободы человека, природному миру, т. е . миру необходимости. Он впервые исследовал область нравственности и ее основания, не обращаясь к природе, не апеллируя к Богу (как это делали религиозные мыслители), не ставя в зависимость внутренний мир человека от общества, от экономических отношений или борьбы классов (как это позднее стал делать К. Маркс).
В рамках такой установки на имманентный характер детерминации духовной жизни личности возникает учение И. Канта о ценностях – принципах и началах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию его поступков. Над случайным течением индивидуальной жизнедеятельности, как ее мера и цель, должно возвышаться нормативное сознание, дающее указание нормам мышления, правилам воления и чувствования. Эти абсолютные нормы и должна открыть философия. И . Кант вновь связал в единый узел онтологические аспекты аксиологии (в частности, проблему онтологического статуса ценностных свойств предметов внешнего мира) с гносеологическими (проблемой постижения ценностных качеств предметов, роли эмоциональной сферы и ее зависимости от игры познавательных способностей, т. е . иг ры воображения и рассудка). И . Кант высказал мысль, что в суждениях вкуса люди переносят чувство красоты предмета, которое они испытывают, на предмет, существующий сам по себе. Однако без нашего чувства сам по себе предмет не может обладать свойством красоты. Чувства удовольствия и неудовольствия И. Кант не считает чем-то затемняющим или искажающим познавательный процесс, напротив, он постоянно подчеркивает, что без них полноценный гносеологический акт невозможен. Хотя непосредственного познавательного смысла чувства удовольствия и неудовольствия не имеют.
Функцию познания Кант возлагает на рассудок. Чувства удовольствия и неудовольствия выступают основанием способности суждения, расположенной между рассудком и разумом Мир И. Канта иерархичен: в его основании лежит чувственно данная природа, над ней возвышается человек как эмпирический индивид, еще выше расположена сверхчувственная природа и ноуменальный человек, как вещь в себе. Над всеми указанными элементами мира возвышается царство свободы, а замыкает иерархию Бог. Способность суждения делает возможным переход в область понятия свободы из области понятия природы.
Эстетические суждения, опирающиеся на чувства удовольствия и неудовольствия, претендуют на всеобщность и необходимость в силу того, что красота адресована человеку не из эмпирически данной природы и не как конкретному индивиду, а как представителю человеческого рода из ноуменального мира. Учение И. Канта указало на связь и единство способностей человека познавать, оценивать и целеполагать. Он заставил вновь задуматься о соотношении объективной реальности и идеалов. Являются ли последние субъективным феноменом, фантомом возможного будущего или, напротив, действительной сущностью мира, с которой должны согласовывать законы своего существования природные и социальные явления. Аксиология как философская наука конституирована неокантианством – философской школой второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв.
Но было бы неверно связывать аксиологию только с творчеством представителей неокантиантства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Аксиологическая проблематика активно разрабатывалась в русле философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман, Р. Ингарден), неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Л. де Реймекер), экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.- П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Бубер). Большое место вопросы аксиологии занимали в творчестве русских мыслителей (Н. А . Бердяев, Л. Шестов, Н. О. Лосский, Б. П. Вышеславцев). Отечественная литература пока не располагает систематическим исследованием истории аксиологических идей ни в докантовской, ни в послекантовской философии, хотя ощущается большая потребность в подобного рода работах. Ю. И. Мирошников

Источник: История философии науки и техники.