отличительная черта исторического. Метафизическая проблема историчности в том, почему человек рождается, развивается и умирает? Бергсон свел ее к проблеме всеобщей жизни, которая расцветает и дробится на индивидов, подобно тому как жизнь дерева расцветает в листьях, обреченных на ежегодную гибель, но развивается уже не в них. Хайдеггер отождествлял ее с проблемой конечности человека, и вся его философия — попытка понять человеческое поведение на основе первичной историчности человека, чувства временности существования и обреченности на смерть.
ИСТОРИЧНОСТЬ
ИСТОРИЧНОСТЬ
Источник: Философский словарь
ИСТОРИЧНОСТЬ
(Geschichtlichkeit) — в экзистенциализме Ясперса единство простой наличности (Vorhandenheit) человека и содержащихся в его существовании возможностей развития в подлинную экзистенцию, т. е. в такое сущее, которое относится к самому себе и к своей трансценденции. Историчность экзистенции, которая называется моментом, есть единство времени и вечности (см. История). Историчность осуществляется в верности субъекта своей основе. Историчность какойлибо вещи подчеркивают в том случае, если хотят напомнить, что она имеет историю, которую нужно знать, чтобы понять сущность вещи.
Н. Marcuse. Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der G., 1923; L. v. Renthe-Fink. G., ihr terminolog. u. begrifl. Ursprung bei Hegel, Haym, Dilthey u. Yorck, 1964;
-G. Faber. Theorie der Geschichtswiss., 1971, 1978.
Н. Marcuse. Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der G., 1923; L. v. Renthe-Fink. G., ihr terminolog. u. begrifl. Ursprung bei Hegel, Haym, Dilthey u. Yorck, 1964;
-G. Faber. Theorie der Geschichtswiss., 1971, 1978.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИСТОРИЧНОСТЬ
Geschichtlichkeit). Понятие И. было введено в немецкоязычный философский оборот Дильтеем и получило широкое хождение в 1920-е после публикации переписки Дильтея с графом Йорком (фон Вартенбургом). Хайдеггер усмотрел в И. определенность человеческой экзистенции: то, что человек имеет историю, не есть случайное обстоятельство, но представляет собой способ человеческого бытия. Историю, заключенную в понятии И., следует мыслить не как (завершенное) прошлое, а как (незавершенное) движение, в котором мы сами находимся. Рефлексия на И. должна поэтому способствовать преодолению исторического релятивизма, опасность которого несет в себе историзм. Человек существует исторически в той мере, в какой он не просто "предоставлен" своим историческим условиям, а в той, в какой он определенным образом относится к ним. Тем самым он относится к своим собственным возможностям. Это отношение к исторически определенному миру как пространству возможностей развертывается в понимании. Понимание как отношение к возможностям, в свою очередь, исторично, ибо всегда связано с ситуацией. И, - это единство связанности с определенной ситуацией и трансцендирующего характера человеческой экзистенции. Трансцендирование(выход за пределы) собственной ситуации делает возможным понимание другой исторической ситуации. В ходе установления отношения к другой ситуации обретается понимание собственной, т.е. самопонимание. Понятие И. в хайдеггеровской интерпретации превратилось, начиная со второй половины 30-х годов, в интеллектуальную моду, затронув, главным образом экзистенциально-герменевтическое направление в философии (Липпс, Георг Миш, Больнов, Гадамер).
Источник: Современная западная философия: словарь