ИСТОРИЧНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ИСТОРИЧНОСТЬ
отличительная черта исторического. Метафизическая проблема историчности в том, почему человек рождается, развивается и умирает? Бергсон свел ее к проблеме всеобщей жизни, которая расцветает и дробится на индивидов, подобно тому как жизнь дерева расцветает в листьях, обреченных на ежегодную гибель, но развивается уже не в них. Хайдеггер отождествлял ее с проблемой конечности человека, и вся его философия — попытка понять человеческое поведение на основе первичной историчности человека, чувства временности существования и обреченности на смерть.

Источник: Философский словарь

ИСТОРИЧНОСТЬ
(Geschichtlichkeit) — в экзистенциализме Ясперса единство простой наличности (Vorhandenheit) человека и содержащихся в его существовании возможностей развития в подлинную экзистенцию, т. е. в такое сущее, которое относится к самому себе и к своей трансценденции. Историчность экзистенции, которая называется моментом, есть единство времени и вечности (см. История). Историчность осуществляется в верности субъекта своей основе. Историчность какойлибо вещи подчеркивают в том случае, если хотят напомнить, что она имеет историю, которую нужно знать, чтобы понять сущность вещи.
Н. Marcuse. Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der G., 1923; L. v. Renthe-Fink. G., ihr terminolog. u. begrifl. Ursprung bei Hegel, Haym, Dilthey u. Yorck, 1964;
-G. Faber. Theorie der Geschichtswiss., 1971, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИСТОРИЧНОСТЬ
Geschichtlichkeit). Понятие И. было введено в немецкоязычный философский оборот Дильтеем и получило широкое хождение в 1920-е после публикации переписки Дильтея с графом Йорком (фон Вартенбургом). Хайдеггер усмотрел в И. определенность человеческой экзистенции: то, что человек имеет историю, не есть случайное обстоятельство, но представляет собой способ человеческого бытия. Историю, заключенную в понятии И., следует мыслить не как (завершенное) прошлое, а как (незавершенное) движение, в котором мы сами находимся. Рефлексия на И. должна поэтому способствовать преодолению исторического релятивизма, опасность которого несет в себе историзм. Человек существует исторически в той мере, в какой он не просто "предоставлен" своим историческим условиям, а в той, в какой он определенным образом относится к ним. Тем самым он относится к своим собственным возможностям. Это отношение к исторически определенному миру как пространству возможностей развертывается в понимании. Понимание как отношение к возможностям, в свою очередь, исторично, ибо всегда связано с ситуацией. И, - это единство связанности с определенной ситуацией и трансцендирующего характера человеческой экзистенции. Трансцендирование(выход за пределы) собственной ситуации делает возможным понимание другой исторической ситуации. В ходе установления отношения к другой ситуации обретается понимание собственной, т.е. самопонимание. Понятие И. в хайдеггеровской интерпретации превратилось, начиная со второй половины 30-х годов, в интеллектуальную моду, затронув, главным образом экзистенциально-герменевтическое направление в философии (Липпс, Георг Миш, Больнов, Гадамер).

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
154.62 кб

Собственная и несобственная историчность сущего как самостоятельная онтологическая проблема

Дёмин Илья Вячеславович
В статье обосновывается различение двух модусов исторического бытия (собственного и несобственного), онтологическая первичность собственной историчности человека.
Читать PDF
161.34 кб

Историчность и смысл истории в свете философии экзистенциализма

Глазков А. П.
В данной статье предпринимается попытка рассмотреть такие фундаментальные для понимания сущности истории понятия, как историчность и смысл истории.
Читать PDF
385.46 кб

Историчность повседневности: от феодализма к капитализму

Любутин К. Н., Кондрашов П. Н.
Читать PDF
163.39 кб

Абсолютность и историчность ценностей в европейской культуре

Карпицкий Николай Николаевич
В статье показано значение ценностей для бытия человека и изменение понимания ценностей в истории европейской культуры.
Читать PDF
127.09 кб

Историчность и объективность в контексте научных войн современности

Шиповалова Лада Владимировна -
Историчность и объективность определяются как две сущностные характеристики научных исследований. Однако в контексте противостояния реализма и релятивизма они оказываются противоречащими друг другу.
Читать PDF
198.17 кб

Историчность предмета науки в контексте постметафизики

Мамченков Дмитрий Валерьевич
Один из ключевых вопросов современной науки — как определить предмет познания таким образом, чтобы он, не теряя своих основных характеристик, сохранял возможность развития.
Читать PDF
596.93 кб

Александр Койре, ученик Эмиля Мейерсона: неизщменность и историчность человеческого разума

Дроздова Д. Н.
В работе анализируется, в какой степени эпистемологические концепции французского философа науки Эмиля Мейерсона, в которых утверждалась историческая неизменность человеческого разума, всегда ориентированного на поиск Тождественно
Читать PDF
257.22 кб

Традиция и историчность в контексте герменевтической философии М. Хайдеггера

Дёмин И. В.
В статье выявляется связь между феноменами традиции и историчности в контексте герменевтической философии М. Хайдеггера.
Читать PDF
115.35 кб

Историчность понимания и понимание истории

Краснухина Е.К.
В статье рассматривается проблематика герменевтического опыта истории. Исторический разум анализируется в двух аспектах: как эпохально изменчивый и как имеющий временную структуру рефлексии прошлого в настоящем.
Читать PDF
233.92 кб

Понятие свободы и историчность в философии Ф. Шеллинга

Богданов Владимир Владимирович
Интерпретация понятия свободы в философии Шеллинга является «ключом» ко всей системе немецкого философа. Следствием развития концепта свободы в творчестве Шеллинга стали выводы об изначальном бессознательном и историчности бытия
Читать PDF
3.63 мб

Историчность и событийность божественного бытия: гегелевский проект в современной теологии

Коначева Светлана Александровна
В статье рассматривается применение категорий историчности и событийности к описанию внутрибожественной жизни в современной религиозно-философской мысли. Автор анализирует влияние категорий философии истории Г.В.Ф.
Читать PDF
511.41 кб

Абсолютность и историчность ценностей в европейской культуре

Карпицкий Н.Н.
В статье показано значение ценностей для бытия человека и изменение понимания ценностей в истории европейской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Деисторизация и историчность в философии «Раннего» Маркузе

Савин Алексей
Целью настоящей статьи является раскрытие связи маркузеанского понятия деисторизации с его интерпретацией и критикой хайдеггеровского понятия историчности.
Читать PDF
278.82 кб

Жизненный мир и измерения его историчности в трансцендентальной феноменологии

Савин Алексей Эдуардович
Целью настоящей статьи является экспозиция трансцендентально-феноменологического подхода к проблеме историчности жизненного мира.
Читать PDF
0.00 байт

Понимание историчности в философии неопатристического синтеза Г. В. Флоровского

Глазков А. П.
Понятие историчности (термин гегелевского «логического провиденциализма») используется как в теории истории, так и в философии истории.

Похожие термины:

  • ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ

    осн. понятие философии Хайдеггера, согласно которой в череде исторически обусловленной трансформации смысла бытия меняется не только он сам, но и само бытие.
  • ИСТОРИЧНОСТЬ ВРЕМЕНИ КАК РАВНОМЕРНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

    Весьма примечательной особенностью времени как равномерной длительности классов соравномерных процессов является его историчность: каждый конкретный тип времени возникает, развивается и исчез