ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
иерархически многоуровневое системное время человеческого общества, в котором структурируется его жизнедеятельность и проявляются причинно-следственные связи и отношения, определяющие направление и характер его развития. История человечества складывается из процессов и событий, протекающих параллельно в разных странах, поэтому реальное И. вр. тесно связано с пространством, но не в виде четырехмерного пространства-времени, а в виде параллельно существующих хронотопов, поскольку историческое пространство - это не абстрактное трехмерное многообразие, а обладающее на разных континентах и в разных странах специфическими национальными, историческими, экологоклиматическими и другими особенностями поле исторической активности народов. И. вр. развивается по мере становления и развития человечества, которое прошло охватывающий несколько млн. лет путь от малочисленных и разрозненных социальных групп полуживотных предков человека до формирующейся в наши дни единой общепланетной системы- человечества Земли. На ранних этапах отдельные сообщества (племена, народы, страны) не только на разных континентах, но и в пределах одного континента развивались относительно обособленно, проходя сходные ступени в собственном системном И. вр. В этих условиях календарное время, в котором регистрируются исторические события, выступает как внешний временной фон. Собственное И. вр. каждого отдельного сообщества трудно выявлять и фиксировать в силу того, что достаточно четко выраженные ступени становления и развития отдельных народов, стран и цивилизаций зависят от множества, часто случайных, обстоятельств и занимают в единицах физического (календарного) времени разные интервалы длительности. Это затрудняет выявление в их развитии однотипной цикличности и препятствует осознанию того факта, что развитие отдельных сообществ идет в их специфическом системном историческом времени1. По мере развития человечества усиливались связи между сообществами, сначала в пределах отдельных, а затем и разных континентов, что вело к формированию более сложных и масштабных сообществ, развивающихся в едином историческом времени, свои специфические периоды, не сводимые к периодам внешнего календарного времени, в единицах которого фиксируются и описываются исторические события. На современном этапе интеграции человечества в единое общепланетное сообщество выявляется, что человечество развивается в иерархически многоуровневом историческом времени, максимально высокий уровень которого, охватывающий несколько миллионов лет, правомерно рассматривать как эволюционное время развития человечества. Эволюционное время обладает внутренней равномерной шкалой, которая выражается логарифмической функцией физического времени. Экспоненциальный характер развития человечества начали осознавать уже на рубеже XIX-XX столетий, но только в последней четверти ХХ столетия было научно доказано на основе изучения эволюции такого сквозного для всей истории человечества демографического показателя, как число одновременно проживающих на Земле индивидов. Как показали обобщенные С.П. Капицей исследования демографов, весь охватывающий 4-5 миллионов лет этап становления и развития человечества можно разделить на 12 периодов равномерного нарастания численности одновременно проживающих на Земле индивидов. При этом оказалось, что каждый последующий период в единицах физического времени в ? 2,73 раза короче предыдущего1. Иными словами, конгруэнтные, с точки зрения роста численности населения, периоды эволюционного времени в единицах физического времени выражаются функцией натуральных логарифмов. Согласно экспоненциальному закону первоначально чрезвычайно медленное развитие человечества, постепенно ускоряясь, достигает такого этапа, когда кривая развития круто устремляется в бесконечность. Подобная динамика позволяет рационально объяснить многие особенности исторической эволюции человечества. Так, например, становление индивидуального сознания и возникновение Человека современного типа происходит на этапе еще очень медленного развития человечества. Весьма умеренный, хотя и заметно нарастающий, темп сохраняется вплоть до эпохи Возрождения. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что принцип историзма, т.е. «сочетание активного отношения к будущему с широким временным воображением, охватывающим и повседневную жизнь и исторические процессы» (Штомпка), возникает лишь в XVI-XVII столетиях. Резкое ускорение исторического процесса проявляется лишь в конце XIX - начале ХХ столетия, когда научно-технический прогресс начинает качественно изменять сферы материального производства, связи, транспорта и в целом весь образ жизни людей. Сегодня человечество вступило в такую стадию, когда многие характеризующие развитие параметры достигают своих предельно возможных значений, что говорит о стремительном приближении к сингулярной1 (особой) точке, дальше которой эволюция не может идти в прежнем режиме2. Современные темпы нарастания информационных процессов в обществе и возникновение информационных технологий, захватывающих все новые области и сферы деятельности человека, свидетельствуют о том, что прохождение сингулярной точки связано с началом непосредственного перехода от постиндустриального к информационному обществу. Возражая против распространенных альтернативных мнений о том, что человечество уже вступило в стадию, которую можно назвать информационным обществом, и что информационное общество относится к понятиям далекого будущего, Н.Н. Моисеев3 писал: «…вступление в информационное общество следует связывать с утверждением Коллективного Общепланетного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации, а не только с электронной и компьютерной инженерией, которая есть лишь одна из предпосылок, хотя и сверхнеобходимая, для перехода от постиндустриального к компьютерному обществу. Проблема становления информационного общества настолько глубока, что необходимость ее решения накладывает на человека бремя новых обязанностей. На этом пути нас ожидают разнообразные трудности, но существует и достаточно аргументов в пользу того, что их удастся преодолеть»1. На завершающем этапе формирования Человечества Земли, начавшемся, по-видимому, в последней четверти ХХ столетия, в явном виде начинают проявляться иерархическая многоуровневость исторического времени и наличие специфических времен производственноэкономической, социальной, интеллектуально-духовной и других сфер Человечества как единой системы. Именно этот процесс формирования надсобытийных времен нашел отражение в идеях Фернана Броделя о необходимости изучения истории в разных временных масштабах, причем крупномасштабные времена иерархически более высокого уровня исторического процесса оказались связанными с эволюцией экономической жизни человеческого общества и его социального устройства2. Существование специфического времени духовного развития человечества нашло отражение в исследованиях К. Ясперса, В. Дильтея, О. Шпенглера и других историков. Правда, эти исследования относятся к периоду, когда человечество еще только подступало к этапу интеграции в единую систему Человечества Земли. Однако выявление К. Ясперсом Осевого времени, т.е. весьма кратковременного в исторических масштабах периода, когда в не обладавших тесными связями обществах разных континентов синхронно произошли качественно однородные изменения в духовной сфере, говорит о том, что существуют действующие в едином времени законы духовного развития человечества. Все эти специфические времена правомерно рассматривать как особые формы (или виды) исторического времени наряду с традиционным событийным историческим временем, в котором с различной степенью детализации и обобщения изучается и описывается конкретная жизнь человечества, отдельных его сообществ и ячеек на всех континентах и в разные исторические эпохи. Особо следует отметить качественное различие, существующее между объективным историческим временем, в котором функционируют законы развития общества, и нарративным историческим временем, в котором историки излагают историю народов, стран и человечества. Объективное историческое время имеет свои, разные для разных иерархических уровней экономического, социально-политического, духовного развития метрики, которые еще остаются неизвестными. Что касается нарративного исторического времени, то основу этого времени составляет внешнее календарное время. Поскольку связанные причинно-следственными и другими связями и отношениями исторические события и процессы протекают в разных странах, на разных континентах как одновременно, так и в определенной временной последовательности, то это время обретает своеобразную пространственновременную «объемность» и многомерность. См.: «Многоуровневость времени. 3. Многоуровневость историческо го времени». лит.: Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. М., 1994. Капица С.П. Об ускорении исторического времени// Новая и новейшая история, 2004, № 6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. Ильгиз А. Хасанов