основные этапы развития и бытия науки как особого вида познавательной деятельности Человека, обусловленные как внутренними возможностями и закономерностями ее становления, так и влиянием со стороны социокультурного контекста, органическим элементом которого наука, как и остальные подсистемы культуры, всегда являлась и является. Выделяют обычно шесть различных исторических форм науки: 1) древняя преднаука (или пранаука (Вавилон, шумеры, Древний Египет); 2) античный тип науки (VII в до н. э. — III в. н. э.; 3) средневековая европейская наука (IV в. — XVI в.); 4) классическая (XVII — XIX вв.); 5) неклассическая (начало XX в. — 70-е гг. XX в.); 6) постнеклассическая (70-е гг. XX в. по наст. вр.). Каждая из исторических форм науки отличается от других не только своей предметной спецификой, но и идеологическими, социально-культурными и методологическими основаниями. Особенности древней пранауки: непосредственная связь с практикой, рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый и догматический характер знания. Характерные черты античной науки: созерцательность, внутренняя самодостаточность, логическая доказательность, системность, методологическая рефлексивность, демократизм, открытость к критике. Особенности европейской средневековой науки: теологизм, телеологизм, герменевтика, схоластика, догматизм. Принципиально новые интенции и особенности естествознания складываются в эпоху Возрождения и Новое время (XV —XVII вв.): светский характер, Е1атурализм, объектность, экспериментально-математический характер, практическая применимость, доказательность. Триумфом развития классической науки становится создание механики Галилея —Ньютона, гелиоцентрической космологии Коперника —Кеплера, механико-математической картины мира. Гуманитарные дисциплины (история, педагогика, медицина, языкознание) также постепенно освобождаются от влияния теологии и рассматриваются как средство совершенствования человека и его самореализации. К XVIII в. в Европе полностью формируется новая социокультурная реальность: классическая наука. Ее идеология: критический дух, объективность, практическая направленность. Принципы онтологии классической науки: антителсологизм, детерминизм, механицизм. Ее гносеологические основания: однозначный характер научных законов, эмпирическая проверяемость и логическая доказательность научного знания. Методология классической науки: количественные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод построения научных теорий, критицизм. Постепенно происходит институализация науки, создаются профессиональные научные сообщества со своими уставами, возникают научные и учебные заведения нового типа (инженерные, политехнические вузы и школы, лаборатории, испытательные стенды, полевые исследования, академии наук, научные журналы). Во второй половине XIX в. происходит резкое усиление социальной базы науки, возникает «большая наука», укрепляется связь науки с производством, создается промышленный сектор науки, происходит формирование новой системы «наука-техника-технология». В конце XIX в. — начале XX в. возникает кризис в основаниях классической науки, происходят научные революции в математике, физике, социальных науках, создаются и принимаются научным сообществом новые фундаментальные теории, во многом несоизмеримые с прежними: неевклидовы геометрии, теория относительности (частная и общая), квантовая механика, генетика, синтетическая теория эволюции, интуиционистская математика и логика, неклассические экономические социальные и гуманитарные теории. Создается неклассическая наука с новыми философскими основаниями. Онтология неклассической науки: релятивизм, вероятностный детерминизм, массовость, системность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания, антифундаментализм. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, когнитивный конструктивизм. В середине XX в. происходит научно—техническая революция, результатом которой становится создание в развитых странах наукоемкой экономики, главным источником массовых инноваций в которой становится наука. С превращением науки в решающую силу общественного развития наука становится важнейшим объектом государственной научной политики развитых стран. В конце XX в. начала складываться новая историческая форма науки — постнеклассическая (или неонеклассическая, или постмодернистская). Ее преимущественный предмет исследования — сверхсложные и эволюционные системы. Лидерами постнеклассической науки становятся биология, экология, глобалистика, науки о человеке. Социальным основанием постнеклассической науки является необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно—техническим развитием, уменьшением его негативных последствий для настоящего и будущего человечества. В настоящее время происходит формирование новых философских оснований науки. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, нелинейность, эволюционизм, антропологизм. Ее гносеологические основания: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гуманитарная направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, эффективность и целесообразность научных решений. В современной науке и обществе происходят компьютерная, телекоммуникационная и биотехнологическая революции. Основой развития экономики все более становятся высокие технологии. В гуманитарных и социальных науках происходит «лингвистический поворот», начинает преобладать установка, с одной стороны, на микроанализ, а, с другой — на контекстуальность рассмотрения, возможный и необходимый плюрализм подходов, на «демистификацию факта», на социокультурное и ценностное измерение гуманитарных и социальных теорий.
Будущее науки видится в сосуществовании и интеграции сформированных ранее исторических типов научности: классического, неклассического и постнеклассического. В разных научных дисциплинах в зависимости от степени их развития и характера решаемых теоретических и практических проблем реализуется один из ни-х как более эффективный. Глобализация науки становится одним из главных резервов дальнейшего поддержания высоких темпов развития и эффективности мировой и национальной науки. (См. наука, история науки, развитие науки, методологический кластер, парадигма, фон науки).