течение в богосл. историографии первонач. христианства кон. 19 - нач. 20 в., поставившее перед собой задачу обоснования историчности Иисуса Христа с помощью средств текстологич. анализа Библии и др. источников. И. ш. развивалась в русле Тюбингенской школы и является разновидностью модернизма в богословии. Представители И. ш. выступали против важнейших фактов, установленных историч. наукой, а внутри богосл. историографии - против положений мифологич. школы. И. ш. получила распространение в основном среди протест, богословов. В своих работах Э. Ренан, В. Вреде, Ю. Вельхаузен, В. Вейс пытались установить последовательность появления книг Нового завета. Они пришли к выводу, разделяемому мн. учеными, что наиболее раннее из евангелий - от Марка. Э. Леруа, А. Луази, Л. Дюшен, А. Ритчль, А. Гарнак пытались укрепить позиции религии и спасти «основателя христианства» путем символич. истолкования Библии. Ф. К. Конибер, И. Клаузнер, Р. И. Эйслер тщательно проанализировали свидетельства евр., греко-римск. авторов с целью найти доказательства историчности Христа. Однако найти такие доказательства им не удалось. Сторонники И. ш. внесли определенный вклад в исследование библ. книг, особенно евангелий, хотя не смогли до конца отказаться от противоречий еванг. мифа, что обусловлено идеалистич. методологией их исследований.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Источник: Атеистический словарь
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
течение в богосл. историографии первонач. христианства, возникшее в конце XIX - нач. XX в. и ставящее себе гл. задачей обоснование историчности Иисуса Христа. И. ш. унаследовала осн. традиции тюбингенской школы и представляет собой разновидность т. н. модернизма (либерализма) в богословии. Направля свои работы против важнейших фактов, установленных относительно первонач. христианства подлинной истор. наукой (а внутри богосл. историографии - против положений мифологич. школы), представители И. ш., тем не менее, в ряде случаев приходили к выводам, к-рые имеют определ. научное значение. Это относится гл. о. к текстологич. раскрытию источников и установлению последовательности появления книг Нового завета. И. ш. получила распространение по преимуществу среди богословов-протестантов. Возникновение И. ш. связывается с работами Вернле, В. Вреде, Ю. Велльгаузена. Они пришли к заключению, что наиболее раннее из евангелий - от Марка. Это ныне признается мн. учеными. Велльгаузен доказывал также, что одной из основ для более поздних синоптич. евангелий служил источник, обозначенный им буквой Q (от нем. Quelle - источник). Крупнейшим представителем И. ш. был А. Гарнак. Ее последователи - католич. богослов А. Луази, М. Гогель и др. Они стремятся спасти для религии наряду с положением об историчности Христа также признание богооткровонности еванг. моральной проповеди.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
группа немецких философов 19 в., выдвигавших принцип историзма в качестве основы исследования. В. Дилыпей широко трактует понятие «историческая школа», причисляя к ней Р. Нибура, Л. Ранке, Ф. А. Вольфа и, наконец, всю немецкую историческую науку 19 столетия. Более осторожный Э. Трельч относит к «исторической школе» А. Мюллера, Ф. В. Шеллинга, Я. Гримма, И. Г. Дройзена, В. Гумбольдта (Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994,с.237).
Метод немецкой исторической школы был обозначен как «органология»; она принципиально отлична от эмпирическибиологического органицизма школы О. Конта и Г. Спенсера, где общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. В немецкой «исторической школе» органология означала прежде всего органический характер народного духа и его проявлений. В отличие от Гегеля представители «исторической школы» отрицали необходимость универсальных исторических конструкций. Абстрактному понятию «всечеловечности», характерному для эпохи Просвещения, они противопоставили понятие уникальности: уникальности географического пространства, обживаемого данным народом (культурой), духа эпохи, пронизывающего все проявления народной жизни от экономики до духовной культуры и искусства. В этом «историческая школа» продолжала традиции немецкого романтизма. Многие из идей этой школы легли в основу современной концепции «плюрализма цивилизаций».
В. Виндельбанд в качестве главной заслуги исторической школы видел обоснование ею идеи национальности. «Эта идея национальности была обоснована и прочувствована так глубоко, что не имела ни малейшего отношения к потребностям национального эгоизма, к удовлетворению желания власти и честолюбия, а, наоборот, основывалась существенным образом на этическом чувстве долга, идеи гуманности и осталась заключенной в ней» (Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995, с. 313). Другой особенностью школы было обращение ее к исторической религии, в которой усматривалась единственная возможность обрести духовное единство. В целом научный анализ представителей школы был направлен уже не на абстрактно-всеобщее, как в эпоху Просвещения, а на конкретно-историческое и национально-особенное. «Вместо абстрактного отрицания и мертвой учености начали критически заново формировать из всесторонне исследованных данных жизненную связь прошедших событий» (там же,с. 315).
И. В. Василенко
Метод немецкой исторической школы был обозначен как «органология»; она принципиально отлична от эмпирическибиологического органицизма школы О. Конта и Г. Спенсера, где общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. В немецкой «исторической школе» органология означала прежде всего органический характер народного духа и его проявлений. В отличие от Гегеля представители «исторической школы» отрицали необходимость универсальных исторических конструкций. Абстрактному понятию «всечеловечности», характерному для эпохи Просвещения, они противопоставили понятие уникальности: уникальности географического пространства, обживаемого данным народом (культурой), духа эпохи, пронизывающего все проявления народной жизни от экономики до духовной культуры и искусства. В этом «историческая школа» продолжала традиции немецкого романтизма. Многие из идей этой школы легли в основу современной концепции «плюрализма цивилизаций».
В. Виндельбанд в качестве главной заслуги исторической школы видел обоснование ею идеи национальности. «Эта идея национальности была обоснована и прочувствована так глубоко, что не имела ни малейшего отношения к потребностям национального эгоизма, к удовлетворению желания власти и честолюбия, а, наоборот, основывалась существенным образом на этическом чувстве долга, идеи гуманности и осталась заключенной в ней» (Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995, с. 313). Другой особенностью школы было обращение ее к исторической религии, в которой усматривалась единственная возможность обрести духовное единство. В целом научный анализ представителей школы был направлен уже не на абстрактно-всеобщее, как в эпоху Просвещения, а на конкретно-историческое и национально-особенное. «Вместо абстрактного отрицания и мертвой учености начали критически заново формировать из всесторонне исследованных данных жизненную связь прошедших событий» (там же,с. 315).
И. В. Василенко
Источник: Новая философская энциклопедия